02.07.2014

Интервью с Пааво Ярви

11 июля Пааво Ярви, представитель дирижерской династии Ярви, один из самых известных дирижеров современности, лауреат премии «Грэмми», обладатель премии «Echo Classik» в номинации лучший дирижер 2007 года, встанет за пульт симфонического оркестра Мариинского театра.

– Каким был ваш личный «путь» к Малеру?
– С музыкой Малера я познакомился в детстве в Эстонии – помню, как вместе с отцом слушал его Четвертую симфонию. А первой симфонией, которой я дирижировал, стала Пятая симфония Малера. Это было на концерте в Дании. После этого я окончательно проникся его музыкой.


– Если бы вас попросили составить мнение о Малере по его музыке, что бы вы сказали о его человеческих качествах?
– Если бы я знал Малера только по его музыке, я бы сказал, что у него огромная душа и глубочайшая связь с нашей духовной, человеческой составляющей. Из его музыки ясно, что он много знал о жизни – особенно о ее темной, трагической стороне.


– Вспоминая траурные марши Малера, которые красной нитью проходят через все его творчество, можно подумать, что композитор был разочарованным в жизни пессимистом – даже несмотря на постоянные поиски «выхода» из своего трагического конфликта с реальностью, на попытки воплотить в музыке героический идеал, даже несмотря на жизнеутверждающий финал Седьмой симфонии. Вы с этим согласны?
– Назвать Малера оптимистом или пессимистом практически невозможно: это будет слишком большим упрощением. Его произведения настолько глубоки, что граница между оптимизмом и пессимизмом едва уловима. Мне кажется, пессимизм характеризует человека, воспринимающего мир в мрачных тонах и отказавшегося от жизненных радостей. Но в Малере была надежда и вера в любовь. Траурные марши, лендлеры, застольные песни, фанфары и другие мотивы он использовал, чтобы создать у слушателя нужное настроение. А его симфонии отражают все стороны жизни, даже неведомые нам...


– Согласны ли Вы с мнением Ивана Ивановича Соллертинского, очень известной личности в культурной жизни довоенного Ленинграда, что «после Малера в Европе мы не увидим подлинных симфонистов»?

– Конечно, Девятая симфония Малера стала концом немецкой симфонической традиции. Однако после него появились великие симфонические произведения Шостаковича, Прокофьева и других композиторов ХХ века, определивших новый путь развития симфонической музыки. Кстати, Шостакович был страстным поклонником Малера. Но именно в его время симфония возродилась в абсолютно новой формации.


– Что вы считаете главным достижением в своей дирижерской карьере?
– Мне самому сложно судить – думаю, со стороны эти достижения видны лучше.

Беседовала Светлана Никитина

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход