14.05.2014

В честь Нинеллы Кургапкиной

17 мая в Мариинском театре состоится Гала-концерт звезд балета в честь блистательной балерины и педагога Нинеллы Кургапкиной.

Нинелла Александровна Кургапкина осталась в памяти коллег и зрителей удивительно светлым человеком. В жизни – всегда с улыбкой, излучающая энергию. На сцене ее азартный, сияющий точностью танец был воплощением жизнелюбия. Сложнейшие трюки, вращения, бесстрашные полеты в поддержках в исполнении Нинеллы Александровны получались легко, как бы между прочим. Природные данные, помноженные на колоссальное трудолюбие, позволяли ей безупречную виртуозность ставить на службу создаваемым образам темпераментных героинь и щедро делиться энергией, заряжая ее искрометным напором артистов на сцене и зрителей в зале.

Прозорливая Агриппина Яковлевна Ваганова со школьных лет выделяла среди других свою способную ученицу. Не сомневаясь в исключительности таланта Кургапкиной, она добилась того, чтобы после окончания Ленинградского хореографического училища в 1947 году ее приняли в труппу Театра имени С.М. Кирова. А когда попавшая в кордебалет Кургапкина отчаивалась было от отсутствия ролей, Ваганова ей говорила: «Работай, и будешь танцевать». Кургапкина работала. И, дождавшись своего часа, вышла на сцену Кировского театра в сольных партиях уже не подающей надежды начинающей артисткой, а сложившимся мастером, для которого не существовало технических трудностей.

Стремительный и динамичный танец Кургапкиной нес волевой посыл и в то же время воплощал очарование веселого кокетства и задора, он был мажорным по своей природе. Балерина царила в аллегро, поражала совершенством исполнения вариаций. Из всего ее огромного репертуара в Кировском театре, включавшего Аврору в «Спящей красавице», Жизель и Мирту в «Жизели», Гамзатти в «Баядерке», Сюимбике в «Шурале», Ширин в «Легенде о любви», Чертовку в «Сотворении мира», органичней всего она была в партиях оптимистичных, жизнерадостных героинь. Индивидуальности Кургапкиной очень подходила роль одушевленной пафосом борьбы Жанны в «Пламени Парижа», с юмором поставленный Леонидом Якобсоном «Венский вальс». «Венцом искусства» артистки критики называли ее Китри в «Дон Кихоте» – непосредственная любимица толпы, ее испанка лихо бросалась в вихрь вращений, с отчаянной смелостью летела в руки партнера и беззаботную резвость сочетала с кокетством и юмором.

Танцевала Нинелла Александровна долго. В конце 1960-х, еще не оставляя сцену, она начала делиться своим опытом. Вела ежедневные уроки, и в ее классе занимались другие ученицы Вагановой, уважая в Кургапкиной преемницу великого педагога. Она готовила репертуар с молодыми артистками. Татьяна Терехова, Жанна Аюпова, Эльвира Тарасова, Ирма Ниорадзе, Ульяна Лопаткина, Татьяна Ткаченко, Евгения Образцова – за 40 лет, отданных репетиторской работе в родном театре, Кургапкина своим «всевидящим оком» внимательного педагога довела до совершенства танец многих ленинградских и петербургских звезд. Ее энергия, юмор и жизнерадостность вдохновляли не одно поколение артистов, и зрителям неизменно дарили ощущение праздника...

Ольга Макарова

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход