В начале ноября Валерий Гергиев открыл в Мюнхене совместный проект Мариинского театра и Мюнхенской филармонии «Шостакович Гергиева». | ||
Как пишет российский портал «Музокно»: «Известие о том, что в сезоне 2011/2012 в Мюнхене впервые прозвучат все симфонии Шостаковича, взбудоражило в июле немецкую прессу. О том, что гигантский цикл, который Валерий Гергиев уже исполнил в Лондоне, Нью-Йорке и Вене, теперь услышат и в Мюнхене – попеременно в исполнении оркестра Мариинского театра и оркестра Мюнхенской филармонии, – написали почти все немецкие газеты и онлайн-порталы». Первый концерт проекта предваряла пресс-конференция, на которой «маэстро сразу открестился от каких-либо привязок гениальной музыки Шостаковича к политике. Немецких журналистов, очень любящих всё творчество Шостаковича рассматривать под знаком Сталина, Гергиев обескуражил: «Ни Сталин, ни Гитлер не занимали центрального места в музыке Шостаковича. Это моё твёрдое убеждение. Да, они жили, когда Шостакович писал свои симфонии. Но в этих симфониях столько прекрасной музыки, которая никоим образом не связана ни с одним, ни с другим… И я не собираюсь терять время на поиски их музыкальных портретов. Я слышу у Шостаковича другое – драму той эпохи. И я буду стараться показать эту трагедийную драму»». Обозреватель Юлия Смилга цитирует ведущие немецкие газеты, отрецензировавшие концерт Валерия Гергиева и оркестра Мюнхенской филармонии: «Маэстро, известный своей демоничностью, на удивление невозмутимо дирижировал массивными звуковыми нагромождениями Четвёртой симфонии, – пишет мюнхенская «Абендцайтунг». – И тем самым наглядно доказал, что холодно-отстранённая дистанция тем лучше подчёркивает как рушащийся апофеоз последней части, так и безмерно трогающую душу горестную концовку в звуках челесты и арфы. Этот трагедийный финал чем-то напоминает финал малеровской «Песни о земле », но в то же время от связанного с природой Малера Шостакович с его мегаполисной музыкой нервов и машин ушёл далеко вперёд». «Зюддойчецайтунг» об исполнении Первой симфонии Шостаковича: «Гергиев воспринимает эту музыку абсолютно позитивно. В отличие от Янсонса, который подчёркивает у Шостаковича амбивалентность политики и поэзии, Гергиев просто чётко следует нотному тексту. Написан там «смертельный грохот» – он исполняет смертельный грохот. Обозначена «хрупкая лиричность» – он выдаёт лиричность. Результат поражает – нет никакого лишнего балласта. Таким образом, несколько нагловатый заголовок цикла «Шостакович Гергиева» вовсе не беспочвенен». Газета подытоживает: «Нет, это и вправду не политика – это магия... Кажется, цикл Шостаковича с Гергиевым обещает стать событием нынешнего концертного сезона». Читайте полный материал: www.musokno.ru |