25.12.2012

«Неподвижный скиталец» в театре теней

Яннис Коккос

Биография Янниса Коккоса

Премьера оперы Жюля Массне «Дон Кихот»
28, 29 декабря 2012 года и 9 января 2013 года

 

Какие сюжетные линии оперы Массне «Дон Кихот» для Вас являются главными, формо- и смыслообразующими?
«Дон Кихот» – очень красивая и необычная опера. Массне – композитор широчайшей музыкальной эрудиции – ведет тонкую игру со стилизацией и цитированием. Он написал эту оперу в конце жизни, размышляя о неизбежности смерти – и в ней присутствует это «изысканное отчаяние», умело скрытое за яркой и искрометной музыкой...
Здесь очень важно создать атмосферу. Так, в начале первого действия я сознательно помещаю массовую сцену в карнавальную, ярмарочную обстановку. Постепенно эта среда становится враждебной главному герою, а к концу четвертого действия общество осознанно отвергает Дон Кихота.
Еще одна моя задача – отобразить контраст между материалистическим обществом, погрязшим в сиюминутных наслаждениях, и фигурой Дон Кихота – этого «божественного безумца», пытающегося обрести идеальный мир, где царит доброта и фантазия... Именно на этом конфликте держится комический характер оперы... Герои действуют в мире грез, который иногда выглядит очень реалистично, а иногда – совершенно абсурдно... Действие разворачивается в некой «идеальной Испании» начала ХХ века. Выбрав этот период, мы усиливаем контраст между «буржуазным» обществом и каноническим образом Дон Кихота в воображаемых доспехах и верным Санчо под рукой.

То есть Дон Кихот и Санчо противопоставлены другим действующим лицам оперы? Вы акцентируете этот антагонизм в спектакле?
Да, это условные образы, но у них есть настоящие чувства. Все остальные персонажи, помимо Дульсинеи, скорее схематичны. У Сервантеса Дульсинея – вымышленный образ. Она существует только в фантазии Дон Кихота и поэтому с легкость превращается из простой крестьянки в воплощение женственности.
А в опере Массне Дульсинея – реальный персонаж, это женщина свободного поведения и раскрепощенных нравов. Она больше похожа на французскую «кокетку» времен Массне, нежели на Кармен. Ее легкость в определенном смысле «убивает» Дон Кихота. Она одновременно нежна и жестока. В финале она делает свой выбор и решает остаться в материалистическом обществе, отрекаясь от своего второго «я», которое воплощает Дон Кихот, – от очарования невинности. С другой стороны, антиподом Дон Кихота выступает Санчо Панса, он активно противостоит внешнему миру и знает, как справляться с бедами. Но постепенно мечты Дон Кихота становятся его мечтами, и эти два героя из взаимодополняющих становятся тождественными.
Прочитав полную версию романа, я осознал, что в романе и опере даны два разных понимания сюжета. Роман Сервантеса – величайший шедевр литературы, с многообразием точек зрения и сложностью смыслов, совершенно не морализаторский, а проникнутый вольнодумством. Опера же – скорее «героическая комедия» в стиле французской «комической оперы». Многомерный роман проецируется в музыку одной своей гранью, создавая музыкальный материал, дышащий гуманизмом и меланхолией...

Беседовала Надежда Кулыгина

Полную версию интервью читайте в премьерном буклете

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход