06.06.2012

Путешествие к новым горизонтам…

Патрик де Клерк



 

  Фестиваль современной музыки «Новые горизонты» проходит в Мариинском театре в пятый раз, и в этом году вы выступаете его куратором. Патрик, что изменилось в концепции?
- Я предложил программу Валерию Гергиеву, которую он утвердил. Маэстро знает, что я хорошо знаком с современной русской музыкой. И он счел хорошей идеей – показать на фестивале композиторов, которых знают на Западе и пока еще редко слышат в России. Концепция же состоит в том, чтобы каждый концерт стал сенсацией, новым опытом, новым переживанием. Я хотел тронуть публику эмоционально, вовлечь в совершенно особое музыкальное состояние. Прошло время, когда можно было формировать фестиваль просто как серию концертов. Сегодня зрителю требуется история. И я хотел составить программу по принципу нарратива, повествования, в центре которого – фигура Раскатов.

И в чем же заключается ваша история «Новых горизонтов»?
- Это эмоциональное путешествие, в которое отправляется слушатель. Первый концерт с Валерием Гергиевым и Мариинским оркестром по характеру более интеллектуальный и исторический, второй – эмоциональный и даже духовный, в третий – утопический, это преображенный мир, каким он должен быть, по мнению Скрябина. Отдельный вечер представляет панораму современной американской музыки. Для этого мы пригласили группу американских музыкантов. Следующая уникальная история – виолончельный вечер: три мастера виолончелиста исполняют свое любимое сочинение Баха и одно произведение современного автора на выбор. Кроме того, концерт сопровождается театральными элементами, чтобы глубже передать эмоции. И, наконец, на закрытии фестиваля 7 июня прозвучат сочинения для виолончели Лютославского (это просто настоящая бомба, сочинение, полное невероятной динамики), Тююра, Корндорфа и монументальное произведение Тищенко.

Почему доминантой фестиваля вы выбрали именно Раскатова, а не, скажем, Тищенко?
- Я считаю именно Раскатова центральной фигурой в современной музыке, с уникальным языком, отчетливым голосом, который вы мгновенно узнаете. Помню, 20 лет назад я купил запись с современной российской музыкой, вернулся домой и стал слушать, и в моей памяти запечатлелись сочинения только Раскатова. При этом все композиторы, включенные в программу – это люди, которых я глубоко уважаю. Сильвестров, кстати говоря, тоже обладатель аутентичного языка, но у его сочинений другой эмоциональный смысл. Он очень меланхоличен. Это другая эпоха – все равно, что вы смотрите на старые фотографии, их цвет поблек, и они даже пожелтели от времени. Образы немного в тумане.

Петербуржцы гордятся своей композиторской школой, а как наше сокровище воспринимается на Западе? Знает ли западный слушатель современную петербуржскую и российскую музыку?
- Безусловно, вам есть чем гордиться, но при этом мне не нравится, когда питерские композиторы исполняются здесь, их стоит исполнять за рубежом. Получается, что это маленький круг, замкнутый на себе, а мир огромен, и нужно расширять границы. Публике нужно что-то новое, свежее, иначе не интересно ходить на концерты. Иначе не будет диалога с остальным миром.

А кого именно из питерских авторов вы особенно выделяете?
- Честно говоря, я чувствую, что в Петербурге есть два четких голоса, две экстремальных противоположности – это темный голос Уствольской и светлый голос Кнайфеля. Именно эти два имени я выделяю из всей петербургской школы этого поколения и обоих очень люблю. Музыка Кнайфеля глубоко религиозна. Творчество Уствольской очень тяжелое, она практически не дает надежды, безусловно, накладывает отпечаток ее личная история.

Вы считаете, что славящимся своим консерватизмом петербуржцам нужен такой фестиваль?
- Он необходим петербуржцам и также Мариинскому театру, коллективу с мировым именем. И поскольку театр интернациональный, фестиваль тоже должен выходить на мировой уровень.

Именно на вас возложена миссия по расширению «Новых горизонтов». А в Европе и, в частности, в Бельгии современная музыка пользуется спросом?
- Я приведу один пример – историю моего знакомства с Гергиевым. В 2007 году я руководил крупнейшим фестивалем в Бельгии. Но у нас была серьезная проблема с продажей билетов, поскольку бельгийцы катастрофически не ходят на современную музыку. Гергиев был одним из участников, и на его концерт мы продали всего 200 билетов, в то время как было привлечено 500 спонсоров. Надо признаться, это был самый дорогой концерт в истории Бельгии. После концерта мы разговорились с Гергиевым. И я решил, что непременно должен его пригласить с Мариинским оркестром, привезти Сильвестрова и Уствольскую. В новую программу я также включил виолончельный концерт Чайковского, для приманки зрителя. А Гергиев сомневался, что моя авантюра удастся. И, представьте, ни один человек не покинул зала, это притом, что произведение Сильвестрова длилось час. Затем я еще дважды приглашал Гергиева, и всегда зал был переполнен. Гергиев увидел разительные перемены, наверное, именно это и стало причиной, почему он пригласил меня к организации «Новых горизонтов». Так что, по моему опыту, очень многое зависит от подачи музыкального материала, пускай даже незнакомого зрителю.

Беседовала Анастасия Гриб

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход