30 и 31 мая на новой сцене Мариинского театра прозвучит «Тоска» Пуччини. Представления шедевра итальянской оперы будут приурочены к 125-летию мировой премьеры. Главные партии исполнят два великолепных ансамбля певцов: 30 мая – Екатерина Санникова, Ахмед Агади и Евгений Никитин, 31 мая – Татьяна Сержан, Сергей Скороходов и Владислав Сулимский. За дирижерским пультом обоих спектаклей – Валерий Гергиев.
Внимание к знаковым датам в истории музыки – давняя традиция Мариинского театра. В этом году исполняется 125 лет со дня мировой премьеры «Тоски» Пуччини – к этому юбилею сочинение прозвучит в мае дважды. Шедевр итальянской оперы очень любим публикой на домашней сцене в Мариинском театре, пользуется колоссальным успехом он и на гастролях – напомним, что в октябре прошлого года оглушительными овациями завершились три представления «Тоски» под управлением Валерия Гергиева в Макао (Китай).
Впервые «Тоска» прозвучала в римском Театре Костанци в 1900 году. Сегодня это одна из самых известных трагедий на мировой оперной сцене, отличающаяся экспрессивной музыкой и яркой обрисовкой характеров персонажей. Сам композитор грезил о ее создании одиннадцать лет – с того момента, как познакомился с одноименной пьесой Викторьена Сарду. Спустя шесть лет Пуччини увидел сочинение на драматической сцене, и желание написать оперу на этот сюжет охватило его с новой силой. Разрешение на использование пьесы было получено в 1899 году, когда композитор и драматург наконец встретились.
Сюжет «Тоски» опирается на исторические события и даже указывает на конкретную дату: с полудня 17 июня 1800 года до рассвета следующего дня. Но если Сарду стремился к безукоризненной подробности повествования – с мельчайшими деталями, реальными историческими персонажами, предельной конкретизацией обстоятельств, то Пуччини придерживался иной стратегии. Композитор сократил количество действий и персонажей, избавился от подробностей – и попал в цель. Созданная Пуччини история о власти, испытаниях, предательстве и любви, как никакая другая опера, держит публику в напряжении от начала до конца, завораживая и драматическими поворотами сюжета, и мелодической красотой.
Захватывающая музыкальная драма о любви певицы Флории Тоски и художника Марио Каварадосси, о всепоглощающей страсти шефа римской полиции Скарпиа разворачивается на фоне великолепия вечного города Рима. В сегодняшней постановке Мариинского театра действие перенесено в 1930-е годы. Режиссером выступил Пол Каран, художником-постановщиком и художником по костюмам – Пол Эдвардс.