07.05.2025

Мариинский театр посвятит показ балета «Спартак» 100-летию со дня рождения Аскольда Макарова

15 мая на новой сцене Мариинского театра представят грандиозный балет Арама Хачатуряна «Спартак» в хореографии Леонида Якобсона. Показ редко идущего масштабного спектакля посвящен крупной дате – 100-летию со дня рождения выдающегося артиста балета Аскольда Макарова. Главные партии исполнят Константин Зверев, Кристина Шапран, Оксана Скорик и Роман Малышев. Дирижер – Владислав Карклин.

Заслуженный артист РСФСР (1954), народный артист РСФСР (1957), народный артист СССР (1983), лауреат крупных и значимых премий, легендарное имя в истории танца, а в 1943 году – выпускник Ленинградского хореографического, принятый в Кировский театр, в кордебалет. Но Аскольду Макарову была уготована судьба великого танцовщика: уже с 1947-го он выходил в сольных партиях (Гений вод в «Коньке-горбунке», Вацлав в «Бахчисарайском фонтане»). Ежегодно его репертуар прирастал новыми партиями в балетах наследия, среди которых Солор в «Баядерке», Голубая птица в «Спящей красавице», Зигфрид в «Лебедином озере», Жан де Бриен в «Раймонде», Базиль в «Дон Кихоте»; не было ему равных и в новейших постановках советской эпохи. Почти три десятка лет он служил в Кировском (Мариинском) театре, а в 1970-м стал педагогом балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории.

Встреча с хореографом Леонидом Якобсоном оказалась поворотной в судьбе Аскольда Макарова. Он был первым и неповторимым исполнителем таких партий, как Али-Батыр в «Шурале», Поэт в «Клопе». Блистательный танцовщик с ярко выраженным героическим амплуа – именно в расчете на творческую индивидуальность Аскольда Макарова Леонид Якобсон ставил величественный балет «Спартак» Хачатуряна, по сей день поражающий публику пышностью и размахом.

Вдохновляясь одноименным романом Джованьоли, произведениями Античности, фондами Публичной библиотеки и Эрмитажа, Якобсон создал поистине монументальный и зрелищный спектакль. Постановка с размахом исторического полотна, задуманная как античная фреска, с масштабной массовкой и огромным количеством персонажей, носила подзаголовок «Сцены из римской жизни». Там действительно оживала эпоха: триумфальные шествия и пиры, схватки гладиаторов и танцы гадитанских дев, а вместе с ними – полные чувственности и неподдельного лиризма дуэты, оказывающие мощное воздействие на зрителя.

Леонид Якобсон всегда был новатором, но в «Спартаке» эта его черта проявилась особенно ярко: впервые в академическом театре балерины танцевали не на пуантах, а хореографическая лексика включала в себя гимнастические и атлетические элементы. Аскольд Макаров вспоминал о совместной работе: «Леонид Якобсон был одержим поиском нового. Отвергая классический танец, он ставил свои произведения – большие и малые – на основе физкультурных движений. Гимнастический, акробатический стиль виделся ему современным выразителем эпохи. Сила, молодость, красота человеческого тела, бодрость духа, энергия – это ли не материал для нового слова в танцевальном искусстве?»

Еще до премьеры в 1956 году о спектакле заговорили: ленинградские зрители с нетерпением ожидали грандиозного зрелища, достойного величия Древнего Рима. Впоследствии «Спартак» стал одним из самых посещаемых спектаклей Кировского театра, прочно войдя в репертуар. Его возобновляли сначала в 1976, затем в 1985 и 2010 годах. И по сей день спектакль волнует сердца и души – зрители всегда с особым трепетом ждут, когда в афише появится этот редко исполняемый балет.

15 мая «Спартак» будет дан к юбилею Аскольда Макарова, следующие спектакли пройдут 16 и 17 мая (в 13:00 и 19:00). 16 мая главные партии исполнят Роман Беляков, Виктория Терёшкина, Злата Ялинич, Наиль Еникеев, 17 мая в 13:00 – Никита Корнеев, Валерия Кузнецова, Мария Буланова, Антон Осетров, в 19:00 – Константин Зверев, Екатерина Кондаурова, Рената Шакирова, Александр Сергеев.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход