27, 28 (в 13:00 и 19:00) и 29 июня (в 13:00 и 19:00) в Мариинском-2 пройдут самые ожидаемые гастроли балета Большого театра. Московская труппа представит петербуржцам один из наиболее эффектных спектаклей в репертуаре – впечатляющий балет на музыку Альфреда Шнитке и Милко Лазара, «Мастер и Маргарита» в хореографии Эдварда Клюга. В главных партиях – звездные имена московской сцены, а 28 июня в партии Маргариты выйдет блистательная прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Антон Гришанин.
Мировая премьера балета «Мастер и Маргарита» на музыку Шнитке и Лазара состоялась 1 декабря 2021 года в Большом театре России. Знаменитый роман Михаила Булгакова воплотил на балетной сцене хореограф Эдвард Клюг, он же выступил автором либретто.
«Я всегда хотел поставить балет по этому роману. Постараться выполнить амбициозную задачу: не проиллюстрировать книгу танцем, но предложить какие-то моменты, которых, может быть, и нет в книге. Однако если перечесть ее, можно “перевести” их и понять, чем они вызваны, проникнуться их метафоричностью и символическим значением», – отмечает Эдвард Клюг.
Сюжетное своеобразие «Мастера и Маргариты» – сатирическая, религиозная и любовная составляющие – покорили хореографа. Вместе с другими постановщиками – сценографом Марко Япелем, художником по костюмам Лео Кулашем, художником по свету Томашем Премзлом и дирижером Антоном Гришаниным – он постарался передать не только основные сюжетные линии, но и булгаковскую поэтику. В спектакле изящно соединились высокое и низкое, масштабное и камерное, потустороннее и светское, смешное и трагичное, красивое и пугающее, вечное и злободневное, а его персонажи обрели непередаваемый магнетизм, свойственный героям великой книги.
Необычную оптику, через которую постановщики представляют сюжет «Мастера и Маргариты», подчеркивает и экспериментальное сценографическое решение: действие романа, сложного для воплощения на балетной сцене, было перемещено в бассейн.
«Пустой бассейн. С большим количеством дверей вокруг, ведущих в кабинки для переодевания. Вот что даст нам возможность отправиться по всем адресам и перечесть все главы книги. Возьмем исходную точку: Патриаршие пруды, Иван Бездомный и Берлиоз. Их разговор мог бы состояться у бассейна, который может символизировать озеро – или пруд. Пойдем дальше: погоня Ивана за Бегемотом и Фаготом. Иван оставляет на берегу свою одежду и прыгает в Москву-реку. Опять бассейн на месте!» – говорит Эдвард Клюг.
Музыкальным фундаментом для балета стал Concerto Grosso № 1 (V и VI части) Шнитке. Кроме того, в спектакле звучат его «Стихи покаянные» (фрагменты), Соната для виолончели № 1 (II часть), Концерт для фортепиано и струнного оркестра, Танго из кинофильма «Агония» (аранжировка Андрия Рахманина), Соната для скрипки № 1 (III часть), Фортепианный квинтет (II часть – вальс – и V часть). Картины Москвы и бурлеска воплотил Милко Лазар, создавая музыку специально для этого спектакля.
Главные партии исполнят: 27 июня – Артем Овчаренко, Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов, Михаил Лобухин, Михаил Крючков; 28 июня в 13:00 – Игорь Цвирко, Кристина Кретова, Денис Родькин, Александр Водопетов, Клим Ефимов, в 19:00 – Денис Савин, Диана Вишнёва, Артемий Беляков, Михаил Лобухин, Михаил Крючков; 29 июня в 13:00 – Артем Овчаренко, Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов, Александр Водопетов, Михаил Крючков, в 19:00 – Денис Савин, Мария Виноградова, Семен Чудин, Егор Хромушин, Клим Ефимов.
Гастроли состоятся в рамках XXXIII Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей», который проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Художественный руководитель фестиваля – Валерий Гергиев.