22 сентября в Концертном зале Мариинского театра прозвучит опера Мечислава Вайнберга «Идиот». Спектакль посвящен 105-летию со дня рождения композитора. Главные партии исполнят Александр Михайлов, Мария Баянкина, Екатерина Сергеева, Александр Трофимов, Дмитрий Колеушко, а также Владислав Сулимский, триумфатор завершившегося в августе Зальцбургского фестиваля, споющий Рогожина. За дирижерским пультом – Заурбек Гугкаев.
Опера «Идиот» Мечислава Вайнберга, написанная в 1986 году, стала последней в его творчестве. Не имея признания у современников, композитор застал премьеру «Идиота» лишь в сокращенной версии – в 1991 году в московском Камерном музыкальном театре был исполнен вариант с камерной оркестровкой. Мировая премьера полной версии прошла в 2013 году в Национальном театре Мангейма. Третьей в летописи произведения стала постановка в Мариинском театре – премьера спектакля в режиссуре Алексея Степанюка состоялась в 2016 году.
В последние два десятилетия интерес к творчеству композитора, опередившего свое время, неуклонно растет: к его операм стали обращаться многие европейские театры, звучат симфонии и концерты, издаются партитуры. Премьера постановки «Идиота» в Зальцбурге в августе нынешнего года стала одним из главных событий прошедшего фестиваля. Партию Рогожина с оглушительным успехом исполнил солист оперной труппы Мариинского театра Владислав Сулимский. Совсем скоро услышать его в «Идиоте» Вайнберга сможет и петербургская публика – в Мариинском эту партию он споет впервые.
«Я перечитал много мемуаров, пересмотрел разные фильмы и от каждого героя брал что-то свое: мимические черты, особый взгляд, понимание глубинного образа. Ведь Рогожин – ни в коем случае не простой гуляка, каким его часто любят изображать, он многомерный человек: со своим правом жить, любить, чувствовать. Я стараюсь показать героя, внутри которого есть страшный, горький любовный сгусток, – с каждым тактом, с каждой страницей приближения к финалу этот сгусток становится все больше и больше, пока наконец не взрывается. Гибнут люди, все меняется для всех, есть здесь некая неотвратимость. Ведь по большому счету “Идиот” – это опера о любви», – говорит Владислав Сулимский.