10.07.2024

В Мариинском театре прозвучит единственная опера Бетховена – «Фиделио»

16 июля впервые в новейшей истории Мариинского прозвучит «Фиделио» – единственная опера Бетховена. Сочинение в концертном исполнении представят солисты оперы, Камерный хор и Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением прославленного немецкого дирижера Юстуса Франтца.

Мировая премьера «Фиделио» состоялась 20 ноября 1805 года в венском Театре ан дер Вин, во времена французской оккупации. Успеха опера не имела – публика, наполеоновские офицеры, сочинение не поняла. Композитор несколько раз перерабатывал партитуру, написал четыре различные увертюры, но «Фиделио» словно было предрешено остаться оперой со сложной сценической судьбой.

На смертном одре Бетховен даже сказал: «Из всех моих детищ это произведение стоило мне наибольших мук при его рождении, позже доставило наибольшие огорчения, и потому оно мне дороже всех других».

Петербургская премьера «Фиделио» состоялась еще при жизни Бетховена, в 1818 году, на языке оригинала – немецком. В Мариинском театре сочинение впервые прозвучало в 1905-м – на русском языке, в переводе петербурженки Ольги Лепко.

Первоначально опера «Фиделио» называлась «Леонора, или Супружеская любовь». В ее основу положен подлинный эпизод – вызволение мужа из тюрьмы отважной женщиной. Сочинение написано в традициях французской «оперы ужасов и спасения», там царит мрачная романтика подземелий, столь популярная в революционную эпоху. Но если в «опере спасения» либо благородного героя вызволяют из заточения не менее благородные друзья, либо он приносит возлюбленной избавление, то у Бетховена всё наоборот: героиня больше не беспомощная жертва, она переодевается в мужское платье и освобождает героя-страдальца – вся система оперных амплуа приходит в движение. Бетховен создал образ сильной и побеждающей женщины, отразив тему самоотверженной борьбы во имя свободы.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход