20.02.2024

К 185-летию со дня рождения Модеста Мусоргского Мариинский театр представит оперу «Хованщина» в Санкт-Петербурге и Москве

21 февраля на новой сцене Мариинского театра прозвучит опера «Хованщина». Показ спектакля приурочен к 185-летию со дня рождения Модеста Мусоргского. В главных партиях выйдет блестящий состав исполнителей: Ольга Бородина, Владимир Ванеев, Станислав Трофимов, Сергей Семишкур, Евгений Акимов, Алексей Марков и Андрей Зорин.

Следующие пять показов спектакля состоятся уже в Москве, в рамках посвященных юбилею композитора обменных гастролей Большого и Мариинского театров. С 13 по 17 марта на Исторической сцене Большого театра «Хованщина» будет представлена в монументальной постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского. В 2000 году сценическая версия была подновлена Юрием Александровым и Юрием Лаптевым. Художник возобновления – Вячеслав Окунев, художник возобновления костюмов – Татьяна Ногинова. Спектакль пройдет с участием Хора и Оркестра Большого театра. За дирижерским пультом всех показов – Валерий Гергиев.

«Хованщина» – последняя опера Модеста Мусоргского. Монументальный сюжет о стрелецком бунте, раскольниках-старообрядцах и приходе нового царя, несмотря на выдающуюся литературность, не имеет книжного первоисточника. Мусоргский, уже зрелый композитор, самостоятельно написал либретто. Увлеченный русской историей, день за днем он проводил в библиотеке и консультировался со специалистами. Композитор работал над сочинением с 1872 по 1880 год, однако так и не успел дописать клавир.

После смерти Мусоргского оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. Впервые «Хованщина» была исполнена в 1886 году силами Музыкально-драматического кружка любителей в Зале Кононова (Санкт-Петербург).

Премьера в Мариинском театре состоялась 7 ноября 1911 года благодаря активному участию Федора Шаляпина. Он выступил в качестве режиссера первой постановки и спел в ней партию Досифея, подарив всему театральному миру эталонный образ.

До начала 1950-х «Хованщина» исполнялась в основном в редакции Римского-Корсакова. Но затем предпочтение стало отдаваться авторскому клавиру, воссозданному Павлом Ламмом (1932), и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича (1959), наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского. Первым к редакции Шостаковича обратился Кировский (Мариинский) театр в 1960 году. А в 1989-м, к фестивалю Мусоргского, Валерий Гергиев раскрыл неоправданные купюры, освежив восприятие произведения.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход