01.04.2024

Первая зрелая и последняя оперы Вагнера прозвучат в Мариинском театре

В начале апреля Мариинский театр представит два оперных шедевра Рихарда Вагнера. Последнее сочинение композитора, его грандиозная опера-мистерия «Парсифаль», прозвучит 6 апреля на исторической сцене. Заглавную партию исполнит Михаил Векуа, партию Кундри – Юлия Маточкина. 9 апреля на новой сцене можно будет услышать первую зрелую оперу-драму Вагнера «Летучий голландец» – сочинение, которое открыло путь к созданию великих оперных партитур мастера на тему искупления. Дирижирует спектаклями один из ярчайших мировых интерпретаторов вагнеровской музыки Валерий Гергиев.

Историю о Летучем голландце, прóклятом моряке-скитальце, Вагнер прочел в пересказе Гейне. Сюжет покоился на дне его памяти, пока композитор сам не оказался на старом судне в открытом море. Музыка «Летучего голландца» выдает молодость автора, в ней бушуют неукротимые волны и кипят неутолимые страсти. Многие музыкальные номера этой оперы-баллады – подлинные сокровища: захватывающая с первого такта увертюра, песня Рулевого, ария-монолог смертельно уставшего Голландца.

Мировая премьера «Летучего голландца» состоялась в январе 1843 года в Королевском саксонском придворном театре в Дрездене (Опера Земпера) – под управлением самого композитора. В 1898-м опера была представлена на сцене Мариинского театра во время гастролей в Петербурге немецкой оперной труппы Ганса Рихтера. А осенью 1911 года «Голландец» впервые зазвучал в Мариинском на русском языке – под названием «Моряк-скиталец» (перевод Николая Вильде) и в художественном оформлении Константина Коровина. С тех пор театр обращался к этой опере Вагнера дважды – в 1998 и 2008 годах (уже на языке оригинала). Последняя постановка, осуществленная британским режиссером Йаном Джаджем, сохраняется в репертуаре и сегодня.

«Парсифаль» – завершение творческого пути Рихарда Вагнера и всей традиции немецкой романтической оперы. К идее этого произведения Вагнер обратился еще в 1857 году, взяв за основу эпическую германскую поэму средневекового миннезингера Вольфрама фон Эшенбаха. В 1865 году Вагнер вернулся к «Парсифалю», но в процессе работы стал все более отходить от первоисточника. И если Эшенбах в лице своего Парцифаля пел гимн идеалу рыцарства, то Вагнер пел гимн идеалу человека. Его герой не только разрушает окружающий греховный мир – он создает и утверждает идею новой, чистой жизни, искуплением и просветлением возрождая ее на земле.

Во времена Вагнера зрители со всего мира преодолевали огромные расстояния и добирались до немецкого города Байройта, чтобы увидеть «Парсифаля». Только там, в Фестшпильхаусе, где состоялась премьера оперы 26 июля 1882 года под управлением Германа Леви, автор разрешал исполнять свое последнее сочинение. Вне Байройта мистерию впервые показали именно в России: 21 декабря 1913 года премьера «Парсифаля» состоялась на сцене Народного дома – под управлением Шереметева, в исполнении труппы Музыкально-исторического общества. Уже через два месяца эту оперу с большим размахом представил Театр музыкальной драмы. Затем «Парсифаль» надолго исчез с театральных подмостков России – его знаменательное возвращение состоялось только 11 мая 1997 года в Мариинском театре, под управлением Валерия Гергиева. По сей день в России целиком увидеть и услышать эту оперу можно только в Мариинском.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход