23.03.2022

Проект «Театральный урок в Мариинском»: перезагрузка

Бельэтаж новой сцены Мариинского театра вчера был заполнен молодыми людьми: старшеклассники нескольких школ Пушкинского района слушали оперу «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Всех этих ребят привезли на спектакль в рамках проекта «Театральный урок в Мариинском», который реализуется при поддержке правительства Санкт-Петербурга. Во время пандемии из-за запрета на посещение групп «Урок» не мог проходить полноценно.

О том, как один из самых успешных и востребованных просветительских проектов Мариинского театра возвращается к жизни, рассказывают кураторы программы Марианна Голубева и Анастасия Правилова.

— Есть ли у «Театрального урока» официальная дата рождения и кто его автор?

— Да, программа стартовала 14 января 2014 года. Тогда школьники Приморского района Санкт-Петербурга побывали на балете «Дон Кихот» на исторической сцене. Разрабатывали «Урок» сотрудники Мариинского под руководством Анны Альбертовны Кучеровой, которая занимала должность заместителя художественного руководителя театра. С тех пор программа сильно изменилась: мы стали принимать больше школьников (сейчас в театр приезжает около 220 человек в день), переработали структуру и маршруты программы. Экскурсионная часть выверена до мелочей со всеми службами театра. С начала проекта «Театральный урок» посетили больше 160 тысяч школьников.

— Cколько гидов по Мариинскому работает в программе?

— В настоящее время в коллективе 25 экскурсоводов, многие из них работают с нами с самого начала «Театрального урока». Это выпускники Санкт-Петербургской консерватории, СПбГУ, РГИСИ, Санкт-Петербургского института культуры, Института кино и телевидения, Академии Русского балета им. Вагановой. До пандемии ежедневно работало 15 человек, сейчас – 9–10 в день, в зависимости от количества классов.

— Планируете ли вы возвращаться к прежней схеме «Урока»? Сколько тогда времени проводили старшеклассники в театре и как строился их день?

— Нам очень хочется вернуться к прежнему формату проведения «Театрального урока»! Потому что ничто не заменит живых впечатлений от знакомства с закулисьем театра.

До марта 2020 года экскурсионная часть «Театрального урока в Мариинском» проходила в здании Мариинского-2. Заказные автобусы привозили школьников за три часа до вечернего спектакля. В рамках короткой лекции ребят знакомили с сюжетом и историей создания оперного или балетного спектакля, который они должны были увидеть, после чего группы отправлялись на часовую экскурсию по зданию театра. Далее старшеклассники выполняли творческое задание – создавали макет декорации к одной из сцен вечернего спектакля, ужинали в служебной столовой и шли на представление. После театра автобусы отвозили их обратно к школам, откуда учеников уже забирали родители.

— Как программа функционировала последний год, когда экскурсии в театре проводить было нельзя?

— С началом пандемии стало понятно, что в привычном формате «Театральный урок в Мариинском» мы не сможем проводить еще достаточно долго из-за установленных ограничений. Лишать школьников возможности посещения театра не хотелось. Мы сразу вместе с экскурсоводами стали думать, как можно выйти из этой ситуации. И разработали новую форму программы: теперь Мариинский идет в школы!

Вместо экскурсии сотрудники театра накануне спектакля едут в школы, показывают специально снятый в 2020 году фильм «Театральный урок в Мариинском», как и прежде, рассказывают о постановке, на которую пойдут ребята. После этого школьники создают макет декорации к спектаклю: экскурсоводы привозят с собой переносной подмакетник из пенокартона и все расходные материалы, такие же, как были в театре. А на следующий день мы доставляем учеников на спектакль и обратно в школу.

Мы благодарим Комитет по образованию Санкт-Петербурга, что такой формат проведения программы был согласован. В сентябре начали реализовать его, но потом вновь вмешалась пандемия. Сейчас «Театральный урок» возобновляет работу: 22 марта у нас прошел первый спектакль со школьными группами.

— Такие группы привозят в театр каждый день?

— Все дни, кроме воскресенья и праздничных дней. Сейчас будем проводить «Урок» даже в каникулы, чтобы театр мог принять как можно больше школьников из тех, кто пропустил его в период с января по март.

— Какие места театр выделяет для ребят и как выбирается спектакль, на который они пойдут, ведь в один день их в Мариинском показывают несколько?

— Мы всегда выделяем для школьников хорошие места, чтобы поход в театр им запомнился. Как правило, это бельэтаж или первый ярус. Стараемся занимать полностью какой-то ярус, чтобы среди подростков не оказалось посторонних зрителей. Поскольку «Театральный урок» проходит почти каждый день, смотрят они то, что стоит в афише, – ориентируемся на возрастной рейтинг и продолжительность, до четырех часов.

— Как вы получаете обратную связь от школьников?

— В первую очередь, мы прямо спрашиваем ребят после фильма, после программы. Если встречаемся в антрактах, то тоже с радостью ведем диалог с учениками, учителями. Еще есть группа Проект «Театральный урок в Мариинском» в сети «ВКонтакте», где школьники выкладывают фотографии макетов для участия в творческом конкурсе. В финал конкурса выходят те, чьи посты наберут больше 100 лайков, а победителей уже выбирает жюри, состоящее из художников, художников-технологов, режиссеров.

— Как бы вы сформулировали миссию проекта?

— Мы стремимся открыть каждому школьнику мир музыкального театра, при этом не испугать, а заинтересовать. Самая большая радость для нас – встречать уже взрослых людей, бывших участников программы, на спектаклях; читать отзывы о какой-то постановке, где вдруг проскальзывает строчка, что в первый раз человек оказался в театре в рамках «экскурсии по закулисью» и влюбился. Или же когда в наш коллектив приходят работать те, кто когда-то побывал на «Уроке».

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход