Во вторник, 22 ноября, Концертный зал вновь наполнится музыкой Сергея Прокофьева. На сцену вместе с Валерием Гергиевым и Симфоническим оркестром Мариинского театра выйдут артисты невероятного вокального и драматического мастерства. Солирующую партию меццо-сопрано исполнит Ольга Бородина, а в роли чтеца выступит Николай Мартон. Также в концерте примут участие Юрий Власов, другие солисты оперной труппы и Хор Мариинского театра.
Кантата «Александр Невский» возникла на основе музыки к одноименному фильму Сергея Эйзенштейна, вышедшему на экраны в 1938 году. Исключительный успех фильма позволил Прокофьеву сделать из киномузыки самостоятельное произведение, практически ничего в ней не меняя, за исключением некоторых деталей оркестровки. «Кадровость», «зримость» образов – одна из характернейших черт творчества Прокофьева вообще и этого произведения в частности. Слушатель как будто «видит» происходящее на сцене, даже если за музыкальными впечатлениями не стоят впечатления от просмотра киноленты.
«Иван Грозный» стал второй совместной работой композитора и Сергея Эйзенштейна. После триумфа «Александра Невского» Эйзенштейн задумал новый фильм, насыщенный музыкой гениального соавтора в еще большей степени. Партитура получилась грандиозной, однако Прокофьев не превратил ее в ораторию, кантату или концертную сюиту. В 1958 году, уже после смерти композитора, это сделал Абрам Стасевич — виолончелист, дирижер и композитор, который записал звуковую дорожку для фильма. Он укрупнил форму за счет объединения одних эпизодов и повторения других и значительно изменил оркестровку, поскольку авторская в большой степени была рассчитана на эффекты микширования. С тех пор появились и другие исполнительские версии, но редакция Стасевича пока остается наиболее репертуарной.