Театровед, тонкий критик и историк балета, Вадим Моисеевич Гаевский долгие годы был зрителем Мариинского (Кировского) театра и свидетелем многих ключевых событий его балетной жизни. Москвич, он приезжал в Петербург на премьеры, дебюты и рядовые спектакли тех артистов, которых не считал рядовыми. Его неравнодушное образное и всегда острое слово для начинающих становилось поддержкой, мэтрам помогало находить новые сценические пути. Один из самых уважаемых и авторитетных мыслителей-театралов, своей мудростью Гаевский вписывал увиденные спектакли в контекст эпохи и традиции. Не стесняясь восхищения талантом современников и рационально, с огромной любовью к искусству анализируя деяния предшественников, Вадим Моисеевич писал историю балета. Во многих из его книг Мариинский театр – один из главных героев, поэтому выход «Дивертисмента», «Дома Петипа», «Хореографических портретов», «Разговоров о русском балете», «Потусторонних встреч» – важные события для мариинского балета. Его книги сегодня настольные не только для исследователей. Увлекательно рассказанные Гаевским судьбы спектаклей и людей сообщают не столько летописные факты, сколько учат любить искусство балета. Паутина параллелей, авторских рассуждений и ассоциаций, открывающая бездну смыслов, учит видеть и ценить танец, а потрясающий талант Гаевского облечь в слово мысль и чувство словно заставляет остановиться театральное мгновение и позволяет сегодняшнему читателю эмоционально пережить великие моменты прошлого. Автор художественной летописи мариинского балета, Вадим Моисеевич Гаевский навсегда в истории театра и в сердцах служителей и поклонников искусства танца.