24.11.2021

К юбилею Светланы Ефремовой

Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения Светланы Ефремовой (1946–2020), заслуженной артистки РСФСР, легкокрылой сильфиды ленинградского балета. Больше четверти века она танцевала на сцене Кировского театра, затем стала педагогом и много лет работала репетитором в Михайловском театре.

Мариинский посвящает юбилею артистки представление балета «Сильфида» и выставку в Белом фойе исторической сцены. К этой же дате выпущена книга воспоминаний и очерков под названием «Светлана Ефремова. Мне чувство творчества дано…». Вместе с многочисленными сценическими снимками и фото из личных архивов под обложкой собраны воспоминания друзей и близких, коллег и учеников Светланы Викторовны. О замечательной артистке рассказывают, в том числе, Ольга Моисеева, Алла Осипенко, Людмила Семеняка, Реджепмырат Абдыев, Эльдар Алиев, Михаил Барышников, Сергей Викулов, Евгений Нефф, Фарух Рузиматов. Публикуем несколько отрывков из этой книги.

Олег Виноградов
Во все времена в театрах были танцовщицы особенно любимого публикой амплуа инженю. Это очаровательные, миниатюрные, эфемерные создания, которыми хочется постоянно любоваться, как статуэтками Франсуа Буше, нежные сильфиды, к которым нельзя прикасаться грубыми человеческими руками. Когда я переносил на нашу сцену «Сильфиду» Бурнонвиля, у меня был приготовлен бесспорно выигрышный козырь – Светлана Ефремова. Она, как никто, была абсолютно неземной и сложнейшую технику роли преподносила как рождающуюся прямо на глазах у зрителя импровизацию. У других замечательных балерин мы видели чистоту выполнения движений, сочиненных хореографом, великолепную координацию, ювелирную технику. Ничего этого мы не замечали у Светланы, а видели лишь нежную, трогательную, парящую Сильфиду, для которой любое прикосновение земного существа смертельно.

Ольга Розанова
Сама природа предписала балерине-эльфу быть воздушной героиней романтической «Сильфиды», крылатой мечтой поэта в «Шопениане», неземной виллисой в «Жизели». Но и вполне земные героини ей удавались ничуть не меньше. Достаточно назвать ее озорную, азартную Китри. Искрометный дуэт Ефремовой с обаятельным виртуозом Михаилом Барышниковым доводил зрителей до экстаза. А как хороша была ее пикантная Чертовка в «Сотворении мира», с каким непринужденным искусством и тонким расчетом соблазняла она доверчивого Адама – Барышникова! Ефремова станцевала множество самых различных партий, мгновенно перевоплощаясь из романтической феи в существо из плоти и крови. Стилистика танца менялась, но неизменной оставалась его совершенная форма.

Сохранившиеся киносъемки и видеозаписи Ефремовой могут служить учебным пособием по культуре академического танца, образцом русской танцевальной школы. Точные позиции и позировки, подвижный корпус, живые руки с кистями, завершающими движение, – и всё это без видимых усилий в любом темпе танца.

Сергей Викулов
Светлана Ефремова принадлежит к славной плеяде балерин Мариинского театра последней трети двадцатого века. Я сознательно делаю акцент на слове «Мариинский», так как, с моей точки зрения, весь облик Светланы и ее исполнительский характер необычайно созвучны именно с петербургской традицией.

Будучи созданной для таких ролей, как Аврора, Жизель, Сильфида, Ширин, Светлана вдруг ярко проявила себя в партии Китри в «Дон Кихоте», где она буквально сверкала своими точеными ножками, а ее природная хрупкость только подчеркивала энергичность исполнения. Сильфида Ефремовой очаровывала неожиданными появлениями и исчезновениями, создавая иллюзию полета, образ романтической грезы.

Игорь Ступников
В мажорном танце Авроры – Ефремовой – прославление молодости и красоты. Она знает, эта лукавая девочка, что ею любуются все: отец и мать, придворные и женихи, музыканты и фрейлины. Это ее первый бал.

Заканчивается адажио, эта торжественная церемония представления кавалеров, и Аврора, словно обретя внутреннюю свободу, танцует сольную вариацию. Каждое движение, каждая хореографическая фраза Ефремовой – оттенок чувства, настроения: резвый бег на пальцах – забава, игра; двойные туры – словно всплески смеха; мягкие, как будто потягивающиеся позы – кокетство, самолюбование; бравурные остановки – юное высокомерие, гордая избалованность.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход