29 марта Валерий Гергиев продирижировал заключительным показом премьерной постановки оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в миланском Ла Скала. Спектакль, в котором главные партии исполнили ведущие солисты оперной труппы Мариинского театра – Екатерина Семенчук, Сергей Скороходов, Алексей Марков, Михаил Петренко, Станислав Трофимов – был горячо принят публикой и высоко оценен музыкальными критиками.
Автор издания Financial Times назвал эту постановку «Хованщины» блистательным совместным успехом Ла Скала и Мариинского театра: «Гергиев не разочаровал. С порхающими без устали пальцами, он выводил звук такой интенсивности, как будто для исполнения был вызван дух его родины – «черноземная сила», как писал Мусоргский. Вызывающие сострадание плачи, первозданные акустические пейзажи, пронизанные тонкими нюансами, а в нужные моменты – мрачная глубина. Великолепный подбор солистов, в основном из Мариинского театра, довершал захватывающую драму».
Критик газеты La Stampa отметил, что опера оказалась созвучна сегодняшнему дню: «В течение четырех часов публика была загипнотизирована сложной историей России конца XVII века. Эти события и персонажи, столь далекие от сегодняшнего дня, необъяснимым образом обрели современное звучание, острота и напряжение которого спали только во время финальной тринадцатиминутной овации. Успех этого шедевра в первую очередь принадлежит Валерию Гергиеву. Однако, выделяются и солисты – мощный, гротескный Иван Хованский в исполнении Михаила Петренко, Екатерина Семенчук, словно впитавшая властный характер своей героини, Алексей Марков, впечатливший голосом и ярким образом Шакловитого».
Автор портала Teatro.it также высоко оценил солистов: «Изюминкой актерского состава являются мощная и очень музыкальная Марфа Екатерины Семенчук и запоминающийся Шакловитый Алексея Маркова. Сергей Скороходов – импульсивный Андрей Хованский, с пронзительным тембром и хорошо поставленным голосом. Евгению Акимову, помимо убедительного вокала, удалось продемонстрировать сложную психологию Князя Голыцина».
Издание Il Giornale della Musica и портал Codalario отметили работу маэстро Гергиева с оркестром Ла Скала. «Уже за одно вступление – “Рассвет на Москве-реке” – Валерий Гергиев был награжден громовыми овациями от публики Ла Скала, повторявшимися с каждым его выходом в оркестровую яму и, конечно в конце спектакля. Маэстро вновь оказался неотразим в русском репертуаре. Ему удалось заставить оркестр Ла Скала звучать по-русски и предложить интенсивное, энергичное исполнение, с ярко выраженным лиризмом и неослабевающим напряжением» – Codalario. «Стоит отметить, что Валерий Гергиев в этом репертуаре бесподобен по точности и энергичности. Его великолепная работа за пультом оркестра Ла Скала, крайне внимательного к любому его пожеланию, и особенно с превосходным хором, усилила драматическую составляющую партитуры, подчеркнув ее контрасты» – Il Giornale della Musica.
Напомним, постановку оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в Ла Скала осуществила итальянская команда во главе с режиссером Марио Мартоне. Художник-постановщик – Маргарита Палли, художник по костюмам – Урсула Пацак, художник по свету – Паскуале Мари, хореограф – Даниэла Скьявоне. Показы прошли 27 февраля, 3, 6, 13, 24 и 29 марта. Премьеру 27 февраля транслировали в прямом эфире RAI-Radio 3.