15.12.2015

К юбилеям Ларисы Шевченко и Алексея Стеблянко

Юбилеям солистов Мариинской оперы, народной артистки СССР Ларисы Шевченко и народного артиста РСФСР Алексея Стеблянко будет посвящен спектакль «Аида», который пройдет 20 декабря на исторической сцене Мариинского театра.

Лариса Шевченко и Алексей Стеблянко, выпускники Ленинградской консерватории (класс народной артистки РСФСР Нины Серваль), – в труппе Кировского (Мариинского) театра с 1976 года. Они принадлежат к числу ярких представителей поколения, пришедшего в театр в середине 1970-х вместе с новым главным дирижером – Юрием Темиркановым.

Вокальное мастерство Ларисы Шевченко уже в ранние годы было отмечено высшими наградами: в 1975-м она была удостоена II премии на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. Глинки, а в 1979-м – Гран-при конкурса «Золотые голоса» в бельгийском Остенде (вместе с Сергеем Лейферкусом). Блестяще исполнив на конкурсе партию Леоноры в «Трубадуре» Верди, Шевченко вскоре дебютировала с ней и на сцене Кировского театра. В это время в ее репертуаре был целый ряд сложнейших партий: Татьяна в «Евгении Онегине» и Мария в «Мазепе» Чайковского, Ольга в «Псковитянке» Римского-Корсакова, Микаэла в «Кармен» Бизе... Когда в 1977 на главной оперной сцене Ленинграда Борис Покровский поставил оперу Прокофьева «Война и мир», Ларисе Шевченко была поручена в ней роль Наташи Ростовой. Критика отмечала: «В короткое время сценического развертывания образа молодой исполнительнице удалось не только выявить все нюансы роли, но и вызвать слушательское доверие, сочувствие к своей героине».

Алексей Стеблянко – обладатель богатого голоса широкого диапазона, позволяющего исполнять теноровые партии самых различных амплуа. Его дипломной работой в консерватории стала роль Ленского, а уже в первые годы работы в театре он освоил партии Самозванца, Хозе, Германа... В «Войне и мире», еще будучи стажером, Стеблянко с успехом исполнял сразу две роли – Пьера Безухова и Наполеона (последняя задумана композитором как баритоновая). В 1982 году Алексей Стеблянко на сцене театра Ла Скала участвовал в постановке «Троянцев» Берлиоза. Огромную по объему партию Энея певец исполнил с блеском. С приходом Валерия Гергиева на пост главного дирижера в репертуаре Мариинского театра значительное место заняли оперы Мусоргского, в которых Стеблянко пел теноровые партии: Грицько в «Сорочинской ярмарке», Голицын в «Хованщине» и Самозванец в «Борисе Годунове» – спектакле Андрея Тарковского, перенесенном из Ковент-Гарден в Мариинский театр в 1990-м.

Спутники в жизни, Лариса Шевченко и Алексей Стеблянко много лет вместе и на сцене: в «Пиковой даме» Чайковского, в «Отелло» Верди, в «Манон Леско» Пуччини и во многих других спектаклях. Главные партии в «Аиде» они пели уже в первые годы своей работы в театре наряду с мастерами прославленной сцены – Ириной Богачёвой, Галиной Ковалёвой, Борисом Штоколовым. Искусство певцов запечатлено в фильмах-операх «Комедианты» (по «Паяцам» Леонкавалло) и «Кармен», снятых на ленинградском телевидении. В 1990-е годы артисты с неизменным успехом гастролировали на европейских и американских сценах, исполняя в том числе главные партии в спектакле «Пиковая дама», поставленном Юрием Любимовым по опере Чайковского в Карлсруэ и Бонне, а затем, в 1997-м, представленном в Москве на сцене театра «Новая опера».
Владимир Хавров

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход