3 ноября Бен ван Оостен впервые выступит на сцене Концертного зала Мариинского театра. Концерт пройдёт в рамках III Международного органного фестиваля.
– Господин Оостен, вы будете выступать в Концертном зале Мариинского театра впервые. Доводилось ли вам уже что-то слышать о его органе?
– Да, я слышал, что его создал французский мастер Альфред Керн из Страсбурга и что это многогранный инструмент, на котором можно исполнять органную музыку разных стилей и разных стран. Я очень хочу исполнить на этом инструменте французскую музыку для симфонического органа.
– Вы штатный органист церкви Гроте-Керк в Гааге. Что входит в ваши обязанности?
– С 1982 года в Гроте-Керк богослужения не проводятся. Историческим зданием теперь распоряжается фонд, который сдает зал в аренду для различных мероприятий: концертов, выставок, а так же конференций, торжественных ужинов. Орган церкви Гроте-Керк был создан в 1971 году швейцарским органным мастером Мецлером. На этом инструменте три мануала и 50 регистров.
Я стал штатным органистом и куратором этого инструмента в 1990 году. Каждый год я провожу в церкви летний органный фестиваль, а также играю на торжественных мероприятиях. Кроме того, в этой церкви традиционно совершает церковные обряды королевская семья Нидерландов. Я играл на венчании принца Константина (младшего брата нынешнего короля Виллема-Александра) и на крещении старшей дочери короля – кронпринцессы Амалии.
– Считаете ли вы инструмент церкви Гроте-Керк своим? Вы согласны с мнением, что разрешение сыграть на своем инструменте у профессиональных музыкантов означает высшую степень доверия?
– Я несу ответственность за орган в Гроте-Керк и забочусь об этом ценном инструменте, но, конечно, даю коллегам возможность играть на нем. Когда я провожу органный фестиваль, известные голландские и зарубежные органисты с огромным удовольствием играют на инструменте Мецлера. Кроме того, на этом инструменте я даю частные уроки и обучаю студентов консерватории.
– Вы написали книгу о Шарле Мари Видоре. Почему вы выбрали героем именно его?
– Мне всегда была близка французская музыка для симфонического органа таких композиторов, как Франк, Видор, Вьерн. Она стала и моей специализацией. В начале 1990-х годов немецкий издатель Петер Эверс попросил меня написать эссе об исполнении органных симфоний Шарля Мари Видора. Я принял его предложение и начал писать. В ходе работы над эссе меня все сильнее интересовали жизнь и творчество этого композитора. Я не мог понять, почему об этом выдающемся музыканте так мало написано. И я решил написать полную биографию Видора. Она вышла в 1997 году.
Я с нетерпением жду концерта в Мариинском театре, где исполню знаменитую Пятую органную симфонию этого композитора.