14.10.2015

Интервью с Томасом Троттером

Британский органист Томас Троттер рассказывает о предстоящем выступлении в Концертном зале Мариинского театра. Его концерт 28 октября откроет III Международный органный фестиваль (28 октбяря – 6 ноября).


– Обращение к органным переложениям стало скрытым сюжетом нынешнего фестиваля. Какое место занимают переложения в вашем репертуаре?
– У нас в Великобритании исполнение органных переложений имеет давнюю традицию, особенно в концертных залах. Как штатный органист концертного зала в Бирмингеме я регулярно включаю переложения в программу своих выступлений. Отдельные переложения делаю сам (например Стравинского и Прокофьева – двух моих любимых композиторов), да и сейчас не проблема найти хорошие переложения.


– В вашем профессиональном портфолио есть такая строка – органист церкви Святой Маргариты Вестминстерского аббатства. Как вам удалось занять этот пост? Что входит в обязанности штатного органиста и как вы совмещаете их с гастрольными поездками и преподаванием?
– О, совершенно случайно! С 1980 года был ассистентом штатного органиста, а в 1982 году просто сменил его на этой должности. А в Бирмингеме я был одним из 60 претендентов, подавших официальную заявку на должность городского органиста. В церкви Св. Маргариты в мои обязанности входит только игра на воскресных службах. Времени это занимает немного, и у меня есть полная свобода для внештатной деятельности. А вот в Бирмингеме обязанностей больше: раз в две недели я должен давать сольный концерт. Впрочем, это интереснее, чем играть на богослужении!


– Насколько знакомство с Мариинским органом повлияло на выбор произведений, которые вы играете в Концерном зале в этот приезд?
– Думаю, на органе Мариинского театра можно исполнять все что угодно, при этом я бы отметил, что он скорее классический, чем симфонический. Вот почему для первого отделения я выбрал Баха, а для второго – романтическую музыку и органные переложения.


– Русскому слушателю почти неизвестно имя Герберта Хауэллса, чьи Псалмы-прелюдии вы включили в программу концерта? Какое место он занимает в английской музыке, в чем его уникальность? Почему для концерта вы выбрали это сочинение?
– Герберт Хауэллс  – фигура знаковая для английской церковной музыки. Он обогатил хоровой репертуар множеством прекрасных сочинений. Я с большим удовольствием играю британскую музыку «в гостях», это позволяет слушателям открыть новое звучание знакомого инструмента. Кроме того, британскую музыку почти не исполняют органисты из других стран, это еще одна причина включить ее в программу!


– Вы являетесь гостем многих престижных фестивалей. Каково соотношение традиционного и нового репертуара в афишах фестивалей? Чему вы отдаете предпочтение, отправляясь на очередной фестиваль?
– Во всех программах я предпочитаю комбинировать традиционную, популярную и новую музыку для органа. Некоторые организаторы концертов опасаются, что на современную музыку будут неохотно покупать билеты! Но ведь сейчас достаточно современной музыки, доступной для восприятия. К тому же, новая музыка прекрасно слушается в одной программе с традиционными сочинениями, например Баха или Листа.


– Вы достаточно часто исполняете «Зеркало» Эда Ваммеса. Чем привлекло вас это сочинение?
– «Зеркало» – как раз прекрасный пример современной музыки, доступной для восприятия. Чуточку странное, при этом самобытное и красочное произведение. В нем использован простейший принцип – повторения фразы с незначительными изменениями. Эффект – почти гипнотический.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход