Звезда мировой оперы рассказала о новой сольной программе в Концертном зале Мариинского театра, любимых партиях и записи «Аиды»
– Расскажите, почему вы выбрали такую непростую программу для сольного концерта?
– Мы с Дмитрием Ефимовым давно хотели исполнить в одном концерте романсы двух этих композиторов-современников. Если сочинения Сергея Рахманинова мы слышим относительно часто, то о Николае Метнере так, увы, не скажешь: его несправедливо мало исполняют, а он написал музыку невероятной красоты и философской глубины. Их судьбы сходны в том, что оба стали эмигрантами, унесшими с собой в Америку и Европу культуру интеллигенции дореволюционной России.
– В последнее время новости о вас все чаще доносятся из дальнего зарубежья. Но на фестивале «Звезды белых ночей» в этом году вы сделали щедрый подарок для поклонников в виде своих выступлений в серии спектаклей и сольного концерта с новой программой.
– Да, у меня действительно много выступлений за рубежом в основном в операх Верди. Хотя в этом сезоне я дебютировала на сцене Венской Государственной Оперы в «Анне Болейн» Доницетти. Но мне бы хотелось, чтобы русского репертуара было больше. Я мечтаю о Клитемнестре в «Орестее» Танеева, Любаше в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Этим летом сбылась моя смелая мечта: я спела в Мариинском театре сложнейшую партию, написанную для драматического меццо-сопрано – партию Любови в опере «Мазепа» Чайковского в спектакле под руководством Валерия Гергиева, за что ему бесконечно благодарна!
– Кажется несколько странным, что до сих пор вы не исполнили в Мариинском театре партию Марфы в «Хованщине» Мусоргского, к которой ваш голос давно готов и для воплощения которой вы нашли бы верное драматическое наполнение.
– Я получала предложения исполнять Марфу, но мне бы очень хотелось "вырастить" эту роль здесь, на сцене родного мне Мариинского театра. Надеюсь, что она уже на горизонте – для меня это стало бы воплощением одного из самых заветных желаний. Но, как написала в своих воспоминаниях известная американская меццо-сопрано Мэрилин Хорн, все в ее жизни пришло в свое время. Знаменитая немецкая певица Лилли Леман пела до глубокой старости, сохранив голос пластичным и красивым. Я предпочитаю придерживаться той точки зрения, когда лучше не хвататься за все сразу, но дать голосу возможность служить тебе как можно дольше, хочу, чтобы мой голос сохранял эластичность, красоту, блеск и силу. Высшим классом можно считать искусство тех певиц, которые в зрелом возрасте звучат как в юном. Для меня таким примером является мой педагог Евгения Станиславовна Гороховская.
– Минувший сезон принес вам и запись оперы «Аида» Верди с одним из лучших дирижеров современности – Антонио Паппано и звездным составом солистов, среди которых тенор Йонас Кауфман и сопрано Аня Хартерос. Эта «Аида» стала новым словом в интерпретации этой хрестоматийной оперы?
– Честно признаюсь, эта работа явилась неожиданно, но была долгожданной. Приглашение от маэстро Антонио Паппано я получила несколько лет назад. Перед этим я работала по его приглашению на фестивале в Зальцбурге в «Дон Карлосе» Верди, исполняла под его руководством Реквием Верди с Академией Санта Чечилия. Ответственности добавляло и осознание того, что «Аиду» последний раз в студии записывали много лет назад. Наши звукозаписывающие сессии длились чуть больше десяти дней, это были ежедневные многочасовые сеты. Но я не почувствовала ни малейшей усталости. Позитивному настрою во время записей помогало плодотворное музыкантское общение. Запись прошла на свободной волне. Ни у кого не возникало никаких проблем – все было настолько органично. Это был ансамбль суперпрофессионалов.
– Не так давно на Новой сцене Мариинского театра вы по-новому исполнили Кармен – без надрыва и трескучего пафоса, интимно и сокровенно. Что побудило вас к такому неожиданному, но интересному и глубокому прочтению?
– Я верю, что максимально приблизила исполнение Кармен к тому, какой ее хотел слышать композитор. В исполнении всегда есть место интимности, не нужно бояться использовать меццо воче, вкрадчивости в голосе и в то же время все должно быть довольно просто и легко, как в первой арии Кармен – в Хабанере. Все отчасти привыкли к громкому звуку, а мне хотелось донести то, что написали Жорж Бизе и Проспер Мериме, поделиться своим опытом постижения этой загадочной роли. Я сделала так, как мне подсказывали сердце, чутье и опыт. А у меня был опыт работы в «Кармен» с разными музыкантами, я спела около 15 постановок, среди которых было выступление и на знаменитом фестивале в Арена ди Верона. Эта партия рождена в результате длительной, многолетней работы. В декабре минувшего года мне довелось исполнить Кармен и с маэстро Валерием Гергиевым, что стало огромным событием в моей жизни.
Беседовал Владимир Дудин