2015-й – год Чайковского.
7 мая исполняется 175 лет со дня рождения русского гения, в биографии которого Мариинский театр играет особую роль. Пять из десяти опер («Опричник», «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта»), два из трех балетов («Спящая красавица», «Щелкунчик»), навсегда вошедшие в сокровищницу мирового музыкального искусства, впервые увидели свет рампы на Мариинской сцене.
Музыка Чайковского в юбилейном году занимает в театре царское место. Специально к юбилейной дате подготовлено несколько сюрпризов.
1 мая в Концертном зале Мариинского театра в исполнении Валерия Гергиева и Дениса Мацуева прозвучат три фортепианных концерта Чайковского. Для слушателей это – уникальная возможность погрузиться в «трехмерное» пространство фортепианно-симфонического стиля Чайковского. Вот отзыв юного (восемнадцатилетнего!) Сергея Танеева, сообщавшего своим знакомым: «Вас всех поздравляю с первым русским фортепианным концертом, написал его Петр Ильич». Спустя полтора столетия Первый концерт Чайковского (си-бемоль минор, op. 23) сделался таким же «именем собственным», как Пятая или Девятая симфонии Бетховена.
Второй фортепианный концерт соль мажор (op. 44), который Валерий Гергиев и Денис Мацуев неоднократно исполняли в разных странах мира и записали на лейбле Mariinsky, был сочинен в 1880 году вскоре после создания оперы «Орлеанская дева», в один год с увертюрой-фантазией «Ромео и Джульетта». Критика и публика, в целом высоко оценив концерт и его первое исполнение С. Танеевым, все же отдавали предпочтение Первому концерту, к тому времени завоевавшему изрядную популярность. Чайковский согласился с некоторыми критическими замечаниями и сокращениями, предложенными А. И. Зилоти, и после смерти композитора партитура Второго концерта была переиздана во второй редакции (1897).
Третий фортепианный концерт ми-бемоль мажор (op. 75) создавался Чайковским в 1893-м, в последний год его жизни, и в его основу была положена оставшаяся в набросках ми-бемоль мажорная симфония. Одночастный концерт – развернутое сонатное аллегро: в его тематизме и характере развития, наряду с устойчивыми для автора образами – такова, например, лирическая побочная партия, последняя из проникновенных «тем любви» в творчестве Чайковского, – немало и новых черт: гротескных, «игрушечных», идущих от «Щелкунчика»; зловещих, пародирующих любовную тему и вызывающих в памяти удары судьбы из Шестой симфонии. После обширной каденции солиста концерт завершается репризой, напоминающей еще раз мелодические контуры сочинения, и стремительно проносящейся кодой, устремленной к громогласному заключению.
6 мая, накануне дня рождения композитора, в Мариинском-2 пройдет «Ночь Чайковского». Сразу после исполнения оперы «Иоланта» в постановке Мариуша Трелинского (в главных партиях – Жанна Домбровская, Сергей Семишкур, Владислав Сулимский, Владимир Феляуэр и Эдем Умеров) слушателей ждут камерные залы в 21.30:
в зале Мусоргского солисты оперной труппы Мариинского театра исполнят наиболее любимые арии и дуэты из опер Чайковского;
в зале Прокофьева состоится встреча с артистами оркестра Мариинки – Михаилом Рихтером (скрипка), Антоном Гаккелем (виолончель) и Софией Кипрской (арфа), которые исполнят камерные ансамбли;
в зале Щедрина прозвучат романсы в исполнении солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.
В 22.30 гостей «Ночи» в фойе Стравинского ждет встреча с «Чижик-джаз-квартетом», который исполнит джазовые композиции на темы популярных мелодий классика. В театральном буфете публике будут предложены десерты «Петр Ильич», а при хорошей погоде с 21.00 можно будет посетить веранду на крыше – прекрасная возможность сделать замечательные снимки вечернего Петербурга! Окончание мероприятия в 00.00.
В тот же вечер в Мариинском театре пройдет Гала балета, в котором будут представлены III действие «Щелкунчика», Па-де-де принцессы Авроры и принца Дезире из III действия «Спящей красавицы», «Русская» в хореографии Владимира Васильева, Па-де-де и «Бриллианты» Джорджа Баланчина.
В Концертном зале состоится концерт хора Мариинского театра под управлением Андрея Петренко. Прозвучит Литургия святого Иоанна Златоуста и избранные хоры Чайковского.
7 мая, в день рождения Чайковского, на всех площадках театра будет звучать его музыка. В историческом здании Мариинского театра покажут балет «Лебединое озеро», который, по сути, был заново «рожден» благодаря гению Мариуса Петипа именно на этой сцене уже после смерти композитора, в 1895 году. С тех пор балет, неизменно собирающий аншлаги, – одна из визитных карточек Мариинки. В главной роли выступит легенда театра – Ульяна Лопаткина, чья трактовка Одетты-Одиллии признана эталонной. В роли принца – Евгений Иванченко.
На сцене Мариинского-2 – самая популярная опера Чайковского «Евгений Онегин» в недавней постановке Алексея Степанюка. В главных партиях – Дмитрий Лавров, Екатерина Гончарова, Евгений Ахмедов, Юлия Маточкина и Аскар Абдразаков.
В Концертном зале Квартет им. Давида Ойстраха сыграет все три квартета Чайковского, заслуженно относящиеся к выдающимся шедеврам мировой камерной музыки.
ТАКЖЕ В МАЕ – ЧАЙКОВСКИЙ В МАРИИНСКОМ:
2 мая. Концертный зал – Серенада для струнного оркестра. Симфония № 4.
Дирижер – Джанандреа Нозеда
8 мая. Мариинский-2 – опера «Евгений Онегин»
10 мая. Концертный зал – Концерт для скрипки с оркестром. Солист – Павел Милюков, дирижер – Джеймс Конлон
16 мая. Мариинский театр – балет «Щелкунчик» (постановка М. Шемякина)
27, 28, 29 мая. Мариинский-2 – премьера оперы «Пиковая дама», режиссер – Алексей Степанюк, дирижер – Валерий Гергиев
27, 28 мая Мариинский театр – балет «Лебединое озеро»
30, 31 мая Мариинский-2 – балет «Спящая красавица»