29, 30 октября на сцене Мариинского-2 состоится премьера оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» в постановке Алена Маратра.
Тональность отношения к Россини в России очень точно определил Пушкин в «Евгении Онегине»: «Упоительный Россини, Европы баловень, Орфей», чья музыка – «как поцелуи молодые, все в неге, в пламени любви, как зашипевшего аи струя и брызги золотые…». Эта тональность не меняется уже почти два столетия.
Пушкин познакомился с операми Россини в исполнении итальянской труппы в Одессе в 1823 году. Именно там в 1821 году состоялась российская премьера оперы «Севильский цирюльник», которую вскоре, в начале 1822 года, увидел и Петербург в исполнении итальянской труппы, а в конце того же года опера была переведена на русский язык и поставлена на Императорской сцене Большого каменного театра на Театральной площади.
«Севильский цирюльник» – самая популярная из опер Россини, хотя он создал их более сорока. Этот оперный шедевр по одноименной комедии Пьера-Огюстена Бомарше «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» Россини написал, будучи автором уже 16 опер в свои 24 года. За рекордно короткий срок – в течение двух с небольшим недель, – опера была готова к ежегодному карнавалу в Риме. Неудачная премьера 20 февраля 1816 года нисколько не повлияла на ее дальнейшую успешную сценическую судьбу.
В Мариинском театре опера «Севильский цирюльник» ставилась 7 раз – в 1882, 1912, 1924, 1940, 1958, 1996 – на основной сцене, в 2009 – на сцене Концертного зала.
Новую сценическую версию шедевра Россини на сцене Мариинского театра представит режиссер Ален Маратра. Это четвертая работа французского режиссера в Мариинском театре – после «Путешествия в Реймс», «Любви к трем апельсинам» и «Волшебной флейты». Все постановки Маратра отличаются истинно французским изяществом, легкостью, юмором и яркой театральностью.
Историю любви в сюжете комедии Бомарше режиссер Ален Маратра видит современной: «я рассказываю зрителям историю из жизни, которая им близка. Поэтому в нее нужно внести элемент чуда – ведь сегодня нам особенно нужны надежды и мечты. Я хочу рассказать необычную историю, чтобы поведать об обычных вещах». Постановка обещает быть яркой и захватывающей, с великолепными костюмами и изобретательными головными уборами. Режиссер готовит и сюрпризы для публики, ибо убежден, что «люди любят быть причастными к происходящему на сцене. И я всегда стремлюсь поставить спектакль так, чтобы он стал событием, праздником для публики».
Над оперой работают: режиссер и художник-постановщик Ален Маратра, дирижер – Заурбек Гугкаев, ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева, художник по костюмам – Мирей Дессанжи, художник по куклам – Клеман Стефан, головные уборы – Грегория Ресио, художник по свету – Паскаль Ноэль, хормейстер – Павел Теплов.
Партии репетируют: Евгений Ахмедов, Илья Селиванов (Граф Альмавива), Дмитрий Гарбовский, Виктор Коротич, Владимир Мороз (Фигаро), Эвелина Агабалаева, Антонина Весенина, Ольга Пудова (Розина), Николай Каменский, Федор Кузнецов, Эдуард Цанга (Дон Базилио), Эдем Умеров, Эдуард Цанга, (Бартоло).