21.06.2014

«Боярыня Морозова» Родиона Щедрина на «Звездах белых ночей»

22 июня в Мариинском-2 состоится концертное исполнение русской хоровой оперы Родиона Щедрина «Боярыня Морозова».

Произведения Родиона Щедрина, безусловно, самого знаменитого и титулованного из ныне живущих русских композиторов, классика современности, занимают особое место в репертуаре Мариинского театра. Здесь поставлены его оперы «Мертвые души», «Очарованный странник», «Левша», балеты «Анна Каренина» и «Конек-Горбунок», «Кармен-сюита», постоянно звучит симфоническая и инструментальная музыка.

Партитура русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» была написана по просьбе известного хорового дирижера Бориса Тевлина к его 75-летию и закончена летом 2006 года. Литературной основой оперы стали «Житие протопопа Аввакума», «Письма протопопа Аввакума к боярыне Феодосии Морозовой» и «Житие боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой» составленное, по мнению ученых, в конце XVII века.

Из интервью Родиона Щедрина: «Тема церковного раскола в России одна из самых кровоточащих в нашей нелегкой истории. До сих пор раскол в вопросах православной веры разделяет людей, конечно не так жестко как это было раньше, когда раскольники сжигали себя, шли на плаху, на пытки, на дыбу во имя сохранения старых обрядов, не желая подвергаться нововведениям греческой церкви. У меня давно была мечта, написать оперу на этот сюжет. Исследуя исторические документы, было весьма увлекательно делать текстовое сопровождение к опере. Яркие выпуклые исторические образы царя Алексея Михайловича, трех староверцев боярыни Морозовой, ее сестры Княгини Урусовой и первого величайшего русского писателя Протопопа Аввакума, пленили меня своими характерами. Ведь исторический облик боярыни Морозовой поразителен. Одна из самых богатых женщин России, более чем кто- либо была приближена к царю. Она, презрев богатства, свои родительские чувства, жертвуя сыном, не желая отречься от веры, погибает в зловонной яме.
Хоровая опера – весьма необычный жанр. В русской православной традиции не принято звучание музыкальных инструментов в церквях, только голоса, это и подтолкнуто меня использовать хор как оркестр».

В опере заняты четыре солиста: меццо-сопрано (Боярыня Морозова), сопрано (ее сестра княгиня Урусова), тенор (протопоп Аввакум), бас (царь Алексей Михайлович). И над всеми солистами царит хор и как действующее лицо и как комментатор происходящих событий. Инструментальный состав: труба, литавры и ударные инструменты.

Партии готовят: Варвара Соловьева, Регина Рустамова, Екатерина Гончарова, Ирина Чурилова, Александр Тимченко, Станислав Леонтьев, Сергей Алексашкин, Юрий Власов. Дирижер – Валерий Гергиев.

Начало концерта 22 июня в 18.00. Продолжительность – около часа.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход