Главное:
• Премьера балета «Сильвия» Лео Делиба в хореографии Фредерика Аштона
• Петербургская премьера нового проекта прима-балерины Мариинского театра Дианы Вишнёвой «Грани»
• Спектакли в хореографии Мариуса Петипа, Льва Иванова, Августа Бурнонвиля, Фредерика Аштона, Джорджа Баланчина, Уэйна МакГрегора, Алексея Ратманского, Саши Вальц в исполнении солистов балета Мариинского театра и приглашенных звёзд из Большого театра, Михайловского театра, Американского театра балета
• Гастроли Датского Королевского Балета
• Работы молодых хореографов в проекте «Творческая мастерская»
Четырнадцатый Международный фестиваль балета «Мариинский» пройдет с 3 по 13 апреля 2014 года на сцене Мариинского театра и Мариинского-2. Фестиваль откроет премьера трехактного балета «Сильвия» Л. Делиба в хореографии Фредерика Аштона (3, 4 апреля).
К балету на музыку Делиба неоднократно обращались самые разные хореографы, отдавая дань прекрасной партитуре композитора. Именно о ней Петр Ильич Чаковский отозвался, как о первой балетной музыке, достойной того, чтобы ее слушали: «Музыка составляет не только главный, но и единственный интерес. Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое!».
Сюжет «Сильвии» заимствован из драматической пасторали великого итальянского поэта эпохи Возрождения Торквато Тассо «Аминта», созданной как изящная стилизация в духе античной мифологии и воспевающей любовь нимфы Сильвии и пастуха Аминты. Первое представление балета состоялось в парижской Гранд-опера 14 июня 1876 года. За последние сто лет «Сильвия» ставилась неоднократно, в том числе Лео Стаатсом, Сержем Лифарем, Джоном Ноймайером, на музыку Делиба концертное Па-де-де сочинил Джордж Баланчин. Аштон поставил свой спектакль в 1952 году в Лондонском Королевском балете.
В Мариинском театре за балет Делиба впервые взялись в 1900 году. Идея постановки принадлежала Александру Бенуа. Бенуа разработал план постановки, в которой соединялись хореография и «высокая живопись», спектакль должен был «передать в действии всю эллинскую красоту музыки Делиба». Декорации создавали Бенуа, Коровин и Лансере; эскизы костюмов делали Серов, Бенуа и Бакст. Проводить идею в жизнь по поручению директора Императорских театров князя Сергея Волконского должен был молодой Сергей Дягилев, тогда – чиновник по особым поручениям Дирекции театров. Хореографами предполагались молодые, талантливые танцовщики Сергей и Николай Легаты. Но тщательно проектировавшийся шедевр не удался. Дягилев был уволен за самоуправство, а «Сильвия» в 1901 году на Мариинской сцене увидела свет в версии Льва Иванова и Павла Гердта. Тем не менее балет, в котором блистала Ольга Преображенская, а в одной из второстепенных ролей выступала Анна Павлова, пользовался успехом у публики и шел несколько сезонов. В 1916 году вариант балета для Тамары Карсавиной создал Самуил Андрианов.
Над премьерой балета Аштона с труппой Мариинского театра работают Анна Тревьен, специалист по записи танца лондонского Королевского балета, и Сьюзан Джоунз, педагог-репетитор Американского театра балета. Главные партии репетируют: Виктория Терешкина, Алина Сомова (Сильвия); Владимир Шкляров, Ксандер Париш (Аминта); Юрий Смекалов, Андрей Ермаков (Орион).
Приглашенная труппа фестиваля – Датский Королевский балет. Театр привезет в Петербург балет «Неаполь» в постановке Сореллы Инглунг и Николая Хюббе по мотивам хореографии Августа Бурнонвиля (10 и 11 апреля). В этом спектакле действие перенесено в Италию 50-х годов.
Хореография Августа Бурнонвиля – «визитная карточка» Датского Королевского балета, именно Бурнонвиль создал в Дании самобытную традицию мужского танца с характерными национальными чертами, своей виртуозностью поднявшую Датский Королевский балет на международный уровень.
Проект «Диана Вишнёва. Грани» (7 апреля) продолжает серию авторских проектов прима-балерины Мариинского театра. Предыдущие проекты Вишнёвой «Красота в движении» и «Диалоги» были удостоены пяти премий «Золотая маска» в разных номинациях. В проекте «Грани» балерина продолжает освоение хореографического языка современного танца. В названии проекта кроется его главная идея – раскрыть новые грани дарования балерины.
В программу вечера войдут два одноактных балета. «Переключение» в постановке известного французского хореографа, директора Балета Монте-Карло Жан-Кристофа Майо на музыку американского композитора, обладателя премии «Оскар» Дэнни Элфмана. Сценическое оформление создал французский художник Алан Лагард.
«Женщина в комнате» – работа американского хореографа Каролин Карлсон. Вдохновившись фильмами Андрея Тарковского и поэзией Арсения Тарковского, она создала балет-притчу о женщине, «перелистывающей» страницы своей жизни в одиночестве в пустой комнате. Для своей работы Каролин Карлсон использовала музыку известного итальянского виолончелиста, композитора-постминималиста Джованни Соллимы и французского композитора Рене Обри.
Продюсер проекта – Сергей Данилян.
На фестивале будет представлена недавняя премьера театра – «Инфра» Уэйна МакГрегора (5 апреля) в один вечер с Concerto DSCH Алексея Ратманского и «Весной священной» Саши Вальц.
Специальным событием фестиваля станет Творческая мастерская молодых хореографов (13 апреля, 12.00). Этот проект проводится уже второй год и позволяет молодым хореографам проявить себя, воплотить смелые идеи. Самые удачные хореографические миниатюры смогут войти в репертуар театра, как случилось в прошлом году с работой Антона Пимонова «Хореографическая игра 3х3». В этом году зрители смогут увидеть работы Ильи Живого, Юрия Смекалова, Ирины Толчильщиковой, Владимира Варнавы, Ксении Зверевой, Максима Севагина, Максима Петрова.
Закроется фестиваль большим гала-концертом звезд балета, в программу которого помимо «Симфонии до мажор» Джорджа Баланчина и балетного дивертисмента вошла новая работа Антона Пимонова Inside the lines. Таким образом, фестиваль, начавшийся премьерой, премьерой и завершится.
Полную программу фестиваля балета смотрите на сайте Мариинского театра.
Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Отеля «Астория»