Две недели, одиннадцать концертов, программы из сочинений Стравинского, Рахманинова, Шостаковича.
В ходе гастролей оркестр выступил в Чикаго, Монреале, Торонто, Нью-Йорке на сцене Карнеги-холла, в Ньюарке и Вашингтоне под управлением Валерия Гергиева, в университетских центрах Итаке, Принстоне, Пурчейзе под управлением Игната Солженицына. Программа выступлений Мариинского коллектива была полностью составлена из инструментальных шедевров русских композиторов. Напомним, что первые американские гастроли тогда еще Кировского оркестра состоялись в 1992 году. С тех пор оркестр под управлением Валерия Гергиева совершил 15 гастрольных туров по Северной Америке, среди них: гастроли 2006 года к 100-летию Шостаковича с циклом его симфоний; концерты 2008 года с программой из сочинений Сергея Прокофьева; исполнение важнейших сочинений Гектора Берлиоза в феврале-марте 2010 и симфоний Густава Малера в октябре 2010. В октябре 2011 Мариинский оркестр открывал 120-й сезон Карнеги-холла и представил цикл симфоний Чайковского, которые затем исполнил в крупных городах США и Канады.
Отзывы прессы:
Безусловно, это было щедро со стороны Гергиева – включить в программу все три ранних балетных шедевра Стравинского в один вечер, начиная с «Весны священной» и последовавшими затем полными версиями «Жар-птицы» и «Петрушки» из более раннего репертуара Ballets Russes. Как если бы трехчасовой программы (включая два антракта), было недостаточно, чтобы насытить даже самых ненасытных поклонников Стравинского, Гергиев подбросил им в качестве encore еще немного русского колорита, исполнив маленькую музыкальную поэму Анатолия Лядова «Волшебное озеро». «Чересчур» – это второе имя Гергиева.
Chicago Tribune
Под долговременным руководством Валерия Гергиева Мариинский оркестр превратился во впечатляющий инструмент, блеск и изысканность исполнительской манеры которого более «европейские» по сравнению с традиционным грузно-мускулистым «русским» звучанием. При этом коллектив сохранил характерный резкий тон валторн и темный колорит струнной группы. Опыт участия музыкантов в оперных и балетных спектаклях ощущался в ритмической четкости и гибкости.
…«Жар-птицу» Гергиев провел необыкновенно органично и балетно, выявляя радужные полутона и пастельные краски музыкальной палитры. В «Петрушке» он, казалось, стремился более подчеркнуть не театральность природы сочинения, а русские народные истоки, сосредоточившись на звуковой роскоши и изобретательности партитуры. Артист Мариинского оркестра Сергей Крючков, исполнявший пространные соло трубы в этой оригинальной версии 1911 года, заслуженно удостоился громких оваций публики. В «Весне священной» Гергиев тоже бросил вызов ожиданиям, преуменьшив жесткость и ритмическое неистовство партитуры в пользу более «французского» подхода. Он продемонстрировал не взволнованную возбужденность, а роковую неумолимость музыки балета; не яркость отдельных моментов, но величие целого.
Chicago Classical Review
Мариинский оркестр под руководством Гергиева с блеском продемонстрировал на что способен большой, современный симфонический оркестр, включающий 90 музыкантов. Они обладают зажигательной техникой и способны работать в замечательном динамическом диапазоне, производя великолепный звук.
Это был концерт, который запомнится надолго.
Musical Toronto
Визит Мариинского оркестра в Рой-Томсон-холле останется в истории как самый длинный симфонический концерт в Торонто. К счастью, многое из услышанного в этот вечер было восхитительно хорошо. Оскар Уайльд однажды съязвил, что ничто не обеспечивает успех так, как избыток, и трудно найти более подходящий пример, чем марафон балетов Игоря Стравинского под управлением Валерия Гергиева.
Все было исполнено с поразительной техникой и точностью. Гергиев привнес не только кристальную ясность в каждую ноту в каждой группе инструментов оркестра, включающего 90 музыкантов, но также передал ощущение театральности сочинений.
The Star
«Жар-птица» с её экстравагантной оркестровкой известна своими сияющими красками, и в исполнении оркестра Мариинского театра они особенно живо проявились в великолепии деревянных духовых.
The New York Times
Это был один из лучших концертов Мариинского оркестра, на котором мне довелось побывать.
The Washington Post