30 апреля в балете «Весна священная» в партии Избранницы дебютирует Дарья Павленко. | |||||
Сцена из балета «Весна священная» |
В эти дни исполняется 100 лет со дня первого представления на сцене «Весны священной». В начале прошлого века Вацлаву Нижинскому, автору первого хореографического решения партитуры Игоря Стравинского, приходилось бороться с привычками исполнителей (артистов труппы Сергея Дягилева). Воспитанные классикой, они с малых лет стремились танцевать с вытянутыми коленями и выворотными стопами. А Нижинский требовал обратного: он придумал танцы на согнутых коленях с завернутыми внутрь ногами. Монотонно повторяющимися движениями, неуместными в классике, он создавал образ ритуальной стихии языческой Руси. Добиваться от танцовщиков желаемого результата было нелегко. Сестра хореографа, Бронислава Нижинская, одна из немногих понимала Вацлава с полуслова, была готова к экспериментам и должна была, по замыслу автора, танцевать главную партию Избранницы. И Нижинский был очень обижен на сестру, которая из-за беременности не смогла участвовать в премьере. Доверить рискованный текст другой исполнительнице он не хотел, боялся, что другая не сможет воплотить его замысел во всех красках – и пластических, и эмоциональных. На премьере главную партию в «Весне священной» танцевала Мария Пильц. 100 лет спустя роль Избранницы подготовила Дарья Павленко. Опытная балерина, она зарекомендовала себя как универсальная танцовщица, одинаково убедительная и в классике, и в современной хореографии. В балетах Петипа Дарья демонстрирует владение стилем петербуржского классического танца, в спектаклях Баланчина предстает уверенной инструменталисткой, она легко перевоплощается в героинь поэтичных балетов Фокина или в железную леди постмодернистской хореографии Форсайта. Следующей на пути ее стилистических превращений станет хореография Вацлава Нижинского. |