25.10.2011

Музыка другой Вселенной

23 октября в столице Канады Оттаве завершились масштабные гастроли Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева по городам Северной Америки. В течение трех недель состоялось 18 концертов.
 

 

Оркестр Мариинского театра выступил в Ванкувере, Торонто, Монреале и завершил турне исполнением Первой и Шестой симфоний Петра Чайковского в Национальном центре искусств в Оттаве. По мнению прессы, Мариинский оркестр и Гергиев представили «безошибочного Чайковского», на всех пунктах гастрольного маршрута вызывавшего у публики «шквал аплодисментов».

Мелинда Баргрин на страницах «Сиэтл Таймс»: «Иногда оркестр представляет собой группу из 70 или 80 инструменталистов, а иногда – это единый, живой, дышащий организм с поразительной художественной миссией, собранный в единое целое рукой великого дирижера. Абсолютно очевидно, что Мариинский оркестр и дирижер Валерий Гергиев относятся ко второй категории». Баргрин назвала Валерия Гергиева «балетмейстером музыки», который буквально «шагает в оркестр», ему «не нужны ни подиум, ни дирижерская палочка, ни даже отчетливые ритмические удары», «как если бы Гергиев управлял Ламборгини, принадлежащей Всевышнему: ускорялся, как сумасшедший, со свистом проезжал повороты, и затем внезапно нажимал на педаль тормоза, чтобы насладиться великолепным видом».

Газета «Оттава Ситизен»: «Трудно вообразить лучшее исполнение партитуры Чайковского», Мариинский оркестр под управлением маэстро Валерия Гергиева представил в Оттаве «безошибочного Чайковского». «Минималистские жесты Гергиева безупречно справились со своей задачей».

Роберт Эверетт-Грин в рецензии для «Глоуб энд мейл» отметил, что на концерте «непредсказуемого» Мариинского оркестра в Рой Томсон-холл в Торонто «столкнулись история и молодость». «Все широко известные сочинения, вошедшие в программу гастролей Мариинского оркестра в Торонто, были созданы композиторами в возрасте 30 лет или даже моложе». На протяжении последних десятилетий они часто исполняются и уже у всех на слуху, поэтому версия Мариинского оркестра подразумевает всю историю исполнительской интерпретации. Например, Гергиев показал, насколько сегодня восприятие «Жар-птицы» Игоря Стравинского далеко от ее первоначального «балетного» замысла. Она уже давно превратилась в самостоятельное произведение, и даже «невозможно представить себе танцовщиков, поспевающими за темповыми колебаниями Гергиева»… Симфония № 1 Дмитрия Шостаковича была «отполирована до блеска дисциплинированными блестящими струнными Мариинки, отзывчивыми духовыми и перкуссией, а также несколькими красноречивыми соло тромбона, гобоя, виолончели и скрипки». В Концерте № 3 для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева рецензент также высоко оценил исполнение «боевого по характеру» Александра Торадзе.

«Монреальская Газета» отметила точное попадание в акустику. «Вибрации Мариинки» заставили автора статьи Артура Каптайниса «забыть про акустические особенности зала», поскольку благодаря Гергиеву зал наконец-то зазвучал».

«Ванкувер Сан» опубликовала рецензию на концерт Страдивари-ансамбля Мариинского оркестра в театре Орфеум – «исключительного события в ванкуверском календаре классической музыки», – называя маэстро Гергиева «дирижером-суперзвездой». Дэвид Гордон Дьюк подчеркнул, что Серенада для струнных Петра Чайковского прозвучала, «как музыка с другой Вселенной». А об интерпретации Первого фортепианного концерта Шостаковича Александром Торадзе и Валерием Гергиевым написал так: «Их видение более возбужденное, более интенсивное и неистовое, что придало сочинению большую глубину и произвело шокирующее впечатление».

Джон Теродс в газете «Стар»: Несмотря на то, что «Торонто избалован симфоническими концертами, только единичным концертам за сезон удается открыть публике глаза и уши настолько широко, как произошло в этот раз». Результатом стали «восторг, развлечение и провокация публики».

Стэнли Фефферман в «Опус 1 ревью»: Валерию Гергиева удается объединять разные инструменты в единое звучание при помощи «вибрирующих пальцев, как если бы он управлял великолепным воздушным змеем в воображении слушателей».

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход