13.10.2011

Аутентичный Чайковский от Валерия Гергиева

Концерты симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в нью-йоркском Карнеги-холл, открывшие большой североамериканский тур коллектива, взбудоражили американскую прессу. Успех ошеломляющий.
 

 

Гастрольный тур в Америке начался 4 октября. За это время оркестр услышали в Нью-Брансуике, Фэрфаксе и Нью-Йорке. Самым знаменательным событием стало исполнение всех шести симфоний Петра Ильича Чайковского в Карнеги-холл по случаю 120-летия зала.

Американская пресса единогласно называет концерты в Карнеги-холл ошеломляющим успехом Мариинского оркестра и маэстро Гергиева.

Заголовок первой рецензии (7 октября) Энтони Томазини для газеты «Нью-Йорк таймс» гласит: «Настоящий Чайковский из России с любовью». Критик замечает, что именно «естественность отличала выступления оркестра», главным была «не авантюрность, а аутентичность», и как результат – «овациям не было конца». Автор признается, что не может «представить себе более проникновенного и честного исполнения» «Патетической» симфонии композитора. Томазини отдает должное тому, как сформированы программы концертов: «…Похоже, причина, по которой Гергиев соединил Первую и Шестую симфонии (а в последующих программах Вторую и Пятую, Третью и Четвертую) заключается в желании представить слушателям симфонии как целостный труд композитора. Меня поразили созвучия между Первой и «Патетической», которой Чайковский дирижировал на премьере в 1893 году, всего за несколько дней до своей внезапной смерти в возрасте 53 лет».

Анализ двух других концертов серии Томазини дает в рецензии от 11 октября, упоминая и о вышедшем недавно на лейбле Mariinsky DVD с записью 4,5 и 6 симфоний Чайковского.

Гарри Ролник на «Concertonet.com» отмечает, что на все концерты Карнеги-холл был полностью распродан. Публика шла именно на Гергиева, который «благодаря своему воспитанию и артистизму гораздо ближе Чайковскому, нежели кто-либо другой из ныне живущих дирижеров». Ролник пишет о «мощном акустическом воздействии» и «возносящейся над землей силой тяготения, которая преодолевает воинственные фанфары и несдерживаемые эмоции» Четвертой симфонии. Критик подчеркивает, что Гергиев «без дирижерской палочки, с минимальными движениями, способен поднять звучание оркестра на пик мощи и страсти».

Анн Миджет в «Вашингтон Пост» рецензирует выступление Даниила Трифонова с Мариинским оркестром в Центре искусств Университета Джорджа Мэйсона в Фэрфаксе 8 октября. Она видит в Трифонове «романтического художника XIX века», «причудливо великолепного», который является «олицетворением русского пианиста-виртуоза». По мнению критика, Гергиев и Трифонов идеально подходят друг другу по исполнительской манере.

Чарльз Дауни в своей колонке в журнале «Вашингтониан» обращает внимание читателей на виртуозную игру Даниила Трифонова: «Когда требовалось добавить произведению драматичности и искры, Трифонову это удавалось, и он показал себя чародеем, ведущим свой рассказ при помощи клавиш».

Элис Кнутсен из «Нью-Йорк обсервер» рассказывает о первом выступлении оркестра Мариинки под управлением Валерия Гергиева на открытии сезона в Карнеги-холле в светском ключе и называет открытие «русским возрождением». В этот вечер 5 октября в легендарном зале собрался весь нью-йоркский бомонд. Роскошная публика во фраках и вечерних платьях толпилась на улице, терпеливо ожидая входа, затрудненного из-за временных строительных работ, а в фойе «гранд-дамы Нью-Йорка приветствовали друг друга с элегантным радушием». Анна Нетребко, которую журналистке удалось на пару слов поймать во время праздничного ужина по случаю открытия сезона в Waldorf Astoria, назвала программу концерта «великолепной и мощной». «Я думаю, это был действительно прекрасный вечер, даже если не задумываться почему да отчего. Просто очень красивый», – сказала дива.

Обозреватель русскоязычного портала RUNYweb.com Майя Прицкер дает эмоциональную оценку одного из концертов серии: «Пятую и Шестую мариинцы исполняют чаще всего, и это самые знаменитые (если не сказать – заигранные) симфонии Чайковского. Но в руках Гергиева и его команды они в этот раз исполнялись лучше, чем когда бы то ни было. Я вообще не уверена, что услышу когда-нибудь их в лучшей интерпретации. Во всяком случае, когда после Шестой симфонии Чайковского битком набитый Карнеги-холл в течение, наверное, минуты с лишним боялся выдохнуть – не то что зааплодировать, будучи не в силах прервать наступившую тишину, почти парализованный силой пережитого, у меня не было сомнений, что это было – не только для меня – одно из сильнейших музыкальных впечатлений жизни».

С 13 октября Мариинский оркестр будет выступать в крупных центрах Калифорнии, 19 октября даст один концерт в Сиэтле, а затем переместится в Канаду, где сыграет в Ванкувере, Торонто, Монреале и Оттаве.

Последний концерт тура состоится 23 октября. А 25 октября петербуржцы смогут услышать Первый фортепианный концерт Петра Чайковского в исполнении Даниила Трифонова с Мариинским оркестром под управлением маэстро Гергиева в Концертном зале.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход