24 января 2026 года исполняется 250 лет со дня рождения немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана. В январской афише Мариинского театра к юбилею со дня рождения великого автора будут представлены музыкальные шедевры на его сюжеты – опера Оффенбаха «Сказки Гофмана» 12 января и балет Чайковского «Щелкунчик»: 2, 3, 5, 7, 9–11 января в 13:00 и 18:00, 13 января в 19:00 в хореографии Василия Вайнонена, а также 4 января в 14:00 и 19:00, 6 и 8 января в 11:30, 15:30 и 19:30 в постановке Михаила Шемякина
24 января 2026 года исполняется 250 лет со дня рождения немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана. В январской афише Мариинского театра к юбилею со дня рождения великого автора будут представлены музыкальные шедевры на его сюжеты – опера Оффенбаха «Сказки Гофмана» 12 января и балет Чайковского «Щелкунчик»: 2, 3, 5, 7, 9–11 января в 13:00 и 18:00, 13 января в 19:00 в хореографии Василия Вайнонена, а также 4 января в 14:00 и 19:00, 6 и 8 января в 11:30, 15:30 и 19:30 в постановке Михаила Шемякина.
Гофман был плодовитым писателем – наследие великого автора насчитывает огромное число новелл, пьес, повестей, рассказов и романов. Его сочинения – с неповторимым стилем, мистификациями и двоемирием, иронией и гротеском – не только оставили значительный след в истории литературы, но и нашли отражение в разных направлениях мирового искусства, в числе которых особое место занимает музыкальный театр. Оперы и балеты, поставленные на сюжеты Гофмана, по сей день вызывают живой интерес публики и постановщиков. В репертуар Мариинского театра сегодня входят опера Оффенбаха «Сказки Гофмана» в постановке Дэниэла Кругликова, балет Делиба «Коппелия» в хореографии Александра Сергеева и две постановки «Щелкунчика» Чайковского.
Сочинения Гофмана обрели популярность в России уже после смерти писателя. В 1830–1840-х годах его рождественские произведения, среди которых была повесть «Щелкунчик и Мышиный король», регулярно выходили к декабрю отдельными изданиями. Воплотить знаменитый сюжет в танце предложил директор Императорских театров Иван Всеволожский. Сценарий создал Мариус Петипа, хореографию – Лев Иванов. Невероятно образную, волшебную музыку, которой было суждено стать бессмертной, написал Петр Ильич Чайковский, хорошо знакомый с этой «превосходной сказкой» Гофмана, которая «доставила ему величайшее удовольствие». Мировая премьера сочинения состоялась 6 декабря 1892 года – так на мариинской сцене появился на свет балет, ставший одним из главных символов Нового года и Рождества по всему миру.
В репертуаре Мариинского театра сегодня две постановки «Щелкунчика». Первая – классическая, в хореографии Василия Вайнонена (1934) и оформлении Симона Вирсаладзе (1954). В музыке Чайковского балетмейстер услышал воплощение детских грез и создал спектакль о девочке Маше, которой приснился прекрасный сон. Чудеса масштабно воплотились в традиционной хореографической манере XIX века: развернутых классических ансамблях, дивертисменте характерных танцев и лиричных дуэтах. Вторая версия – эксклюзивная, увидеть ее можно только в Мариинском. Опираясь на эстетику Гофмана, художник Михаил Шемякин переосмыслил либретто и создал фантасмагорическое воплощение знаменитого балета. Визитной карточкой спектакля стали причудливые существа в треуголках и с длинными носами, огромный торт и, конечно, вальс черных снежинок. Хореограф постановки – Кирилл Симонов.
24 декабря Яна Пенева (Маша-принцесса) и Алексей Ороховски (Щелкунчик-принц) дебютируют в балете «Щелкунчик» (хореография Василия Вайнонена).
30 и 31 декабря (в 13:00 и 18:00), а также 2 января в 13:00 и 19:00, на новой сцене Мариинского театра прозвучит «Рождественская сказка» Родиона Щедрина. Опера-феерия была написана композитором специально для Мариинского. Декабрьские представления «Рождественской сказки» посвящены 10-летию премьеры сочинения и памяти великого композитора
30 и 31 декабря (в 13:00 и 18:00), а также 2 января в 13:00 и 19:00, на новой сцене Мариинского театра прозвучит «Рождественская сказка» Родиона Щедрина. Опера-феерия была написана композитором специально для Мариинского. Декабрьские представления «Рождественской сказки» посвящены 10-летию премьеры сочинения и памяти великого композитора.
Главные партии исполнят: 30 декабря – Анна Денисова, Екатерина Сергеева, Лариса Елина, Анна Кикнадзе, Глеб Перязев, Александр Михайлов, Олег Сычёв, Сергей Романов; 31 декабря в 13:00 – Кристина Гонца, Варвара Соловьёва, Лариса Юдина, Марина Марескина, Дмитрий Григорьев, Станислав Леонтьев, Григорий Карасёв, Владимир Мороз, в 18:00 – Пелагея Куренная, Екатерина Сергеева, Лариса Юдина, Наталья Евстафьева, Глеб Перязев, Александр Михайлов, Михаил Колелишвили, Сергей Романов.
«Рождественская сказка» Родиона Щедрина – это опера-феерия для зрителей всех возрастов. В семейном спектакле, ставшем подарком композитора Мариинскому театру к Новому году и Рождеству, соединились разговорные диалоги, как в мюзикле, и сложные вокальные ансамбли. Блестящая партитура таит в себе множество музыкальных изысков и затейливые ритмы национальных мелодий.
Либретто по своей традиции Родион Щедрин создавал самостоятельно – по мотивам сказки Божены Немцовой о двенадцати месяцах (в переводе Николая Лескова) и русских народных сказок. В произведении композитора архаические обороты переплелись с современными выражениями и злободневными сюжетами, были сдобрены щедрой порцией иронии и сатиры.
Подготовка к первому представлению шла при непосредственном участии Родиона Щедрина. Композитор присутствовал на репетициях, лично работал с исполнителями. Мировая премьера «Рождественской сказки» состоялась 26 декабря 2015 года под управлением Валерия Гергиева.
Завораживающее сценическое воплощение оперы создали режиссер-постановщик Алексей Степанюк, художник-постановщик Александр Орлов и художник по костюмам Ирина Чередникова. В ярком, насыщенном действиями и чудесами спектакле границы между выдумкой и повседневностью весьма условны. На сцене вырастают видения-великаны в остроконечных шляпах – это двенадцать месяцев, оживающих в волшебном лесу. Заснеженные сугробы становятся цветущими лугами и покоями дворца. Более двух сотен красочных костюмов переносят зрителей в атмосферу настоящего праздника.
«Рождественская сказка» и ее первая постановка сразу полюбились публике – уже десять лет спектакль с успехом идет в Мариинском-2. Так опера-феерия великого композитора, написанная специально для новой сцены, стала особенным украшением зимней афиши и ежегодной театральной традицией многих семей.
21 декабря на восемьдесят пятом году жизни не стало известного петербургского композитора Сергея Петровича Баневича. Коллектив Мариинского театра выражает искренние соболезнования родным, близким и друзьям Сергея Петровича, всем тем, кто знал его и работал с ним
21 декабря на восемьдесят пятом году жизни не стало известного петербургского композитора Сергея Петровича Баневича. Коллектив Мариинского театра выражает искренние соболезнования родным, близким и друзьям Сергея Петровича, всем тем, кто знал его и работал с ним.
Заслуженный деятель искусств РСФСР, еще при жизни Баневич стал классиком детского музыкального театра. Спектакли с музыкой Сергея Петровича поставлены на сценах крупнейших оперных театров России и за рубежом. В Мариинском звучат его «Кот Мурыч», «Храбрый заяц», «Опера про кашку, кошку и молоко», «Сцены из жизни Николеньки Иртеньева» и, конечно, знаменитая «История Кая и Герды», мировая премьера которой состоялась на мариинской сцене.
Сочинения, адресованные юным слушателям, занимали особенное место в творчестве Сергея Баневича, однако он также автор множества инструментальных и вокальных произведений для взрослой аудитории, широко известны и художественные фильмы с его музыкой.
Памяти нашего знаменитого современника Мариинский театр посвящает представление его оперы «История Кая и Герды», которое пройдет 25 декабря.
22 декабря на сцене Дубайского оперного театра состоится гала-концерт «Звезды столетия». В нем примут участие артисты с мировыми именами: легендарные Пласидо Доминго и Хосе Каррерас, а также блистательная Хибла Герзмава. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Валерий Гергиев. В программу концерта вошли арии и дуэты из знаменитых опер и симфонические шедевры
22 декабря на сцене Дубайского оперного театра состоится гала-концерт «Звезды столетия». В нем примут участие артисты с мировыми именами: легендарные Пласидо Доминго и Хосе Каррерас, а также блистательная Хибла Герзмава. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Валерий Гергиев. В программу концерта вошли арии и дуэты из знаменитых опер и симфонические шедевры.
Здание Дубайской оперы – в форме традиционной арабской лодки – яркий образец современного дизайна и одна из самых инновационных площадок для исполнительских искусств. Зал на две тысячи мест может трансформироваться из грандиозного театра в концертный зал или в площадку с плоским полом. Такая мобильность позволяет Дубайской опере организовывать музыкальные и драматические спектакли, концерты, конференции, художественные выставки и др.
22 декабря Дмитрий Головнин дебютирует в роли дона Хозе в опере Жоржа Бизе «Кармен».
21 декабря Минчхоль Чон дебютирует в партии Щелкунчика-принца в балете «Щелкунчик» (хореография Василия Вайнонена).
20 декабря Ирина Шишкова дебютирует в партии князя Орловского в опере Иоганна Штрауса «Летучая мышь» (вечернее представление).
19 декабря в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии выступят Валерий Гергиев, Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра. Концерт, посвященный памяти выдающегося русского композитора Родиона Константиновича Щедрина, пройдет в рамках XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств»
19 декабря в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии выступят Валерий Гергиев, Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра. Концерт, посвященный памяти выдающегося русского композитора Родиона Константиновича Щедрина, пройдет в рамках XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств».
В программу концерта вошли фрагменты русской литургии для хора а капелла «Запечатленный ангел» Щедрина. Вдохновленное одноименным рассказом Николая Лескова, это сочинение раскрывает идею нетленности художественной красоты, магической, возвышающей силы искусства. Хоровое письмо в «Запечатленном ангеле» на редкость многообразно, его истоки – и в русском фольклоре, и в русской богослужебной практике нескольких столетий, и в музыкальном авангарде ХХ века. Программу дополнит Восьмая симфония Брукнера – наиболее грандиозное творение великого австрийского композитора.
«Площадь Искусств» – один из крупнейших российских музыкальных проектов, основанный Юрием Темиркановым в 1999-м. Ежегодно фестиваль собирает звезд классической музыки и ведущие российские коллективы. Юбилейный XXV Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» проходит с 13 по 25 декабря.
18 декабря Ярамир Низамутдинов дебютирует в партии Андрея в опере Петра Чайковского «Мазепа».