Александр Рыжинский


Дирижер

Александр Рыжинский родился в Омске в 1981 году. В 2000-м окончил Омское музыкальное училище им. В. Я. Шебалина (класс Наталии Статкевич), в 2005-м – Российскую академию музыки им. Гнесиных (класс Елены Байковой), в 2008-м – аспирантуру академии (под руководством Татьяны Цареградской).

В ноябре 2008 года защитил кандидатскую диссертацию на тему «Хоровое творчество Арнольда Шёнберга», в 2016-м – докторскую диссертацию на тему «Л. Ноно, Б. Мадерна, Л. Берио: пути развития итальянской хоровой музыки во второй половине XX века».

В 2010 году Александр Рыжинский организовал и возглавил гнесинский ансамбль Altro coro c целью пропаганды хоровых и вокально-ансамблевых сочинений XX и XXI веков. В репертуаре коллектива – произведения Арнольда Шёнберга, Софии Губайдулиной, Альфреда Шнитке, Арво Пярта, Луиджи Даллапикколы, Лучано Берио, Луиджи Ноно, Карлхайнца Штокхаузена, Вольфганга Рима, Джона Тавенера, Хайнца Холлигера, Георгия Свиридова, Игоря Мациевского, Валерия Кикты, Ефрема Подгайца.

Хормейстерскую деятельность сочетает с исследовательской работой, которая в основном посвящена хоровой фактуре и тембрике в сочинениях зарубежных композиторов второй половины XX века. Автор монографий «Хоровое творчество Арнольда Шёнберга» (2010) и «Хоровая музыка послевоенного авангарда: Италия, Германия, Франция» (2021), учебно-методических пособий «Итальянская хоровая музыка: 1930–1990 гг. Очерки» (2014, 2020), «Преподавание хоровой литературы в музыкальном колледже» (2014), «“История хоровой музыки” как профильная дисциплина в вузовском курсе подготовки дирижера-хормейстера» (2019) и «Современная хоровая музыка» (2022, в соавторстве с Денисом Морозовым и Максимилианом Чихачёвым), а также более чем шестидесяти статей, среди которых – «Шёнберг и каббала: возможные точки соприкосновения», «Реально ли петь атональное? (Пути решения проблем интонирования атональной хоровой музыки Арнольда Шёнберга)», «Кантаты Пьера Булеза в контексте основных тенденций развития хоровой композиции XXI века» и «Утреня Кшиштофа Пендерецкого: к вопросу о влиянии музыкальных традиций православия».

С 2009 года преподает на кафедре хорового дирижирования Российской академии музыки (с 2017-го – профессор); в 2013–2019 годах был ученым секретарем ученого совета, в 2017–2019 годах – проректором по стратегическому развитию профессионального музыкального образования, с 2019-го – ректор академии. Одновременно руководит отделом хорового дирижирования Музыкального училища им. Гнесиных. В 2005–2015 годах также преподавал в Российском университете дружбы народов. Член редколлегии научно-аналитического журнала «Дом Бурганова. Пространство культуры». С 2013 года – эксперт Рособрнадзора. С 2020-го – заместитель председателя координационного совета Министерства науки и высшего образования РФ по области образования «Искусство и культура». Лауреат премии Правительства РФ в области культуры за 2018 год. Почетный работник сферы образования РФ (2020).
Информация на апрель 2023 года

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход