Владимир Васильев


Хореограф-постановщик

• Народный артист СССР (1973)
• Лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Вена, 1959; I премия) и Международного конкурса артистов балета (Варна, Болгария, 1964; Гран-при)
• Лауреат премии им. Вацлава Нижинского Парижской академии танца (1964), премии Ленинского комсомола (1968, за выдающееся исполнительское мастерство и создание образа народного героя в спектаклях Большого театра СССР; 1972), Ленинской премии за исполнение партии Спартака (1970), премии им. Мариуса Петипа Парижской академии танца («Лучший дуэт мира», совместно с Екатериной Максимовой), Государственной премии СССР за исполнение партии Сергея в балете «Ангара» (1977), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых за постановку телебалета «Анюта» (1984), приза Интервидения за постановку телебалета «Дом у дороги» и приза за лучшее исполнение в нем мужской роли на фестивале «Злата Прага» (1985), приза за лучший чеховский спектакль на Чеховском фестивале в Таганроге (балет «Анюта») (1986), премии им. Джино Тани (Италия, 1989; номинации «Лучший дуэт» (совместно с Екатериной Максимовой) и «Лучший балетмейстер»), премии им. С. П. Дягилева (Пермь, 1990), Государственной премии России (1991), премии «Хрустальная Турандот» (1993, 2001), приза журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Легенда балета» (2005), премии им. Людвига Нобеля (Санкт-Петербург, 2007), премии Свободы за выдающийся вклад в развитие российско-американских культурных связей (Нью-Йорк, 2010), премии «Легенда» (в рамках I фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку», 2016)
• Кавалер ордена Ленина (1976), ордена Дружбы народов (1981), ордена Трудового Красного Знамени (1986), ордена «За заслуги перед Отечеством» (IV степени, 2000; III степени, 2008), ордена «За заслуги» (Франция, 1999), ордена Риу-Бранку (Бразилия, 2004), ордена Восходящего солнца III степени (Япония, 2016); обладатель медали им. П. Пикассо (ЮНЕСКО, 1990, 2001)

Владимир Васильев родился в 1940 году в Москве. В 1958-м окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии) и был принят в труппу Большого театра СССР, где выступал до 1988 года. В его репертуар входили балеты классического наследия «Дон Кихот» (Базиль), «Жизель» (граф Альберт), «Петрушка» (Петрушка) Фокина, «Лауренсия» (Фрондосо) Чабукиани, «Шурале» (Батыр) Якобсона. Васильев был первым исполнителем главных партий в балетах Юрия Григоровича «Щелкунчик» (Щелкунчик-принц), «Спартак» (Спартак), «Спящая красавица» (принц Дезире), «Иван Грозный» (Иван Грозный), «Ангара» (Сергей), в сочинениях Касьяна Голейзовского «Лейли и Меджнун» (Меджнун) и «Нарцисс», в собственных постановках «Анюта» (Петр Леонтьевич), «Икар» (Икар), «Макбет» (Макбет).

Выступал как приглашенный солист в труппе Мориса Бежара «Балет ХХ века», Балете Марселя, театре Ла Скала, неаполитанском театре Сан-Карло, буэнос-айресском театре Колон, Римской опере, Американском театре балета, театре «Кремлевский балет».

В 1982-м окончил балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС). В том же году начал преподавать в этом вузе – на кафедре хореографии, в 1986–1995 годах заведовал кафедрой, с 1990-го – профессор.

В 1995–2000 годах был художественным руководителем – директором Большого театра России. В период его руководства была построена Новая сцена театра и основана Школа балета «Большой» в Бразилии.

Среди постановок Владимира Васильева – балеты «Икар» Слонимского (1971, Большой театр СССР), «Эти чарующие звуки…» на музыку Корелли, Торелли, Моцарта и Рамо (1978, Большой театр СССР), «Макбет» Молчанова (1980, Большой театр СССР), «В честь Галины Улановой» / Hommage d’Oulanova (1981, концертный зал Плейель, Париж), «Я хочу танцевать» на музыку русских композиторов (1983, Государственный центральный концертный зал «Россия»), «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов (1983, Государственный центральный концертный зал «Россия»), «Анюта» на музыку Гаврилина (1986, театр Сан-Карло и Большой театр СССР), новая редакция балета «Паганини» (хореография Леонида Лавровского) на музыку Рахманинова (1988, театр Сан-Карло), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1990, Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), «Дон Кихот» Минкуса (1991, Американский театр балета), «Золушка» Прокофьева (1991, театр «Кремлевский балет»), «Ностальгия» на музыку русских композиторов (1994, театр «Кремлевский балет»), «О Моцарт! Моцарт…» на музыку Моцарта, Римского-Корсакова, Сальери (1995, Московский театр «Новая опера»), «Лебединое озеро» Чайковского (1996, Большой театр России), «Балда» на музыку Шостаковича (1999, Большой театр России), новая редакция балета «Жизель» Адана (1994, Римская опера; 1997, Большой театр России), хореографические сцены в опере «Хованщина» (режиссер Борис Покровский, 1995, Большой театр России), опера «Травиата» (1996, Большой театр России), балеты «Красный мак» Глиэра (2010, Красноярский театр оперы и балета), «Даруй нам мир» на музыку Мессы си минор Баха (2015) и «И воссияет вечный свет» на музыку Реквиема Моцарта (2020) в Татарском академическом государственном театре оперы и балета им. Мусы Джалиля.

В качестве хореографа принимал участие в постановке рок-оперы «“Юнона” и “Авось”» Рыбникова (режиссер Марк Захаров, 1981, Московский драматический театр им. Ленинского комсомола), оперы «Аида» (режиссер Франко Дзеффирелли, 1993, Римская опера; 2004, Арена-ди-Верона; 2006, Ла Скала).

Персональные выставки живописных работ Владимира Васильева прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и других городах. Опубликован сборник его стихов «Цепочка дней» (М., 2001).
Информация на ноябрь 2023 года

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход