
| 6 ноября 2025 | |
| 15 ноября 2025 | |
| 28 ноября 2025 | 
Олеся Новикова создает образы трагические, насыщенные перепадами чувств и болью утрат. Каскады прыжков, верчений, легких взлетов, неожиданных, смелых ракурсов казались безудержной импровизацией. Не только в танцевальных эпизодах, но и в каждой внешне статичной позе ощущалась бурная внутренняя динамика, душевная экспрессия. 
«СПб Ведомости»
Олеся Новикова выросла в изумительную балерину: полутона, живой, осмысленный корпус, завораживающая пластика. И тот высший пилотаж техники, когда ее совершенство не демонстративно, а само собой разумеется. 
«Независимая газета»
В совершенном блеске формы и актерского содержания спектакль, в полном смысле слова, вела Олеся Новикова. Удалось все – и первая романтическая часть, где балерина предстала легкокрылой Сильфидой, и технически сложная вторая, с непростым адажио, с невероятным по красоте и скорости шене, с острым, безукоризненным фуэте. 
«PRO танец»
• Лауреат премии Benois de la danse (2024)
• Лауреат Международного конкурса артистов балета Vaganova-prix (Санкт-Петербург, 2002)
Родилась в Ленинграде.
В 2002 году окончила Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой (класс заслуженного деятеля искусств Марины Васильевой).
После окончания Академии была принята в труппу Мариинского театра. Прима-балерина с 2021 года.
Репертуар в Мариинском театре: 
 «Сильфида» (Сильфида) – хореография Августа Бурнонвиля в редакции Эльзы-Марианны фон Розен; 
 «Жизель» (Жизель) – хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа; 
 «Корсар» (Гюльнара) – постановка Петра Гусева на основе композиции и хореографии Мариуса Петипа;
«Дочь фараона» (Аспиччия) – хореография Мариуса Петипа, реконструкция Тони Канделоро; 
 «Баядерка» (Никия,  Гамзатти) – хореография Мариуса Петипа, редакция Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани; 
 «Спящая красавица» (Аврора, фея Крошка, фея Золота, фея Серебра, фея Флер-де-Фарин) – хореография Мариуса Петипа, реконструкция спектакля 1890 года, постановка Сергея Вихарева; 
 «Спящая красавица» (Аврора, фея Щедрости, фея Серебра) – хореография Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева; 
 «Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия, Pas de trois, маленькие лебеди) – хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова, редакция Константина Сергеева; 
 «Раймонда» (Раймонда, Grand pas, вариация) – хореография Мариуса Петипа, редакция Константина Сергеева; 
«Пробуждение Флоры» (Флора) – хореография Мариуса Петипа, реконструкция спектакля 1894, постановка Сергея Вихарева;  
«Дон Кихот» (Китри, Цветочница, вариация) – хореография Александра Горского; 
 «Шопениана» (Ноктюрн, Седьмой вальс, Мазурка, Одиннадцатый вальс), «Видение розы» (Девушка) – хореография Михаила Фокина;
 «Бахчисарайский фонтан» (Мария) – хореография Ростислава Захарова; 
 «Щелкунчик» (Маша) – хореография Василия Вайнонена;
 «Ромео и Джульетта» (Джульетта) – хореография Леонида Лавровского; 
 «Этюды» – хореография Харальда Ландера; 
 «Маргарита и Арман» (Маргарита) – хореография Фредерика Аштона;
 «Манон» (Куртизанка) – хореография Кеннета Макмиллана; 
 балеты Джорджа Баланчина  «Аполлон» (Полигимния), «Симфония до мажор» (III. Allegro vivace), «Четыре темперамента», «Драгоценности» («Рубины», «Изумруды», «Бриллианты»), Фортепианный концерт № 2 (Ballet Imperial), «Тема с вариациями», Pas de deux на музыку П.И. Чайковского; 
«Легенда о любви» (Ширин) – хореография Юрия Григоровича; 
 «Кармен-сюита» (Кармен) – хореография Альберто Алонсо; 
балеты Ханса ван Манена «Адажио Хаммерклавир», «Пять танго»; 
 «Щелкунчик» (Маша) – постановка Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова; 
 «Средний дуэт» и «Анна Каренина» (Анна Каренина); 
 балеты Уильяма Форсайта «Головокружительное упоение точностью», «Там, где висят золотые вишни»; 
 «Ундина» (Ундина, наяды) – хореография Пьера Лакотта; 
 Without – хореография Бенжамина Мильпье;
 «Парк» (солистка) – хореография Анжелена Прельжокажа;
«Коппелия» (Сванильда), «Двенадцать» (пара в окне) – хореография Александра Сергеева. 
Также в репертуаре: 
 «Свадебка» – хореография Брониславы Нижинской, 
 Grand pas classique – хореография Виктора Гзовского, 
 «Кроткая» (Кроткая) – хореография Донвены Пандурски, 
 «Полет ангелов» (солистка) – хореография Эдварда Льянга, 
 «В сторону “Лебедя”» – хореография Алексея Мирошниченко 
 и «Нирвана»  – хореография Эмиля Фаски.
Первая исполнительница балета Алексея Мирошниченко «В сторону "Лебедя"», премьера которого состоялась на VI Международном фестивале балета «Мариинский» (Санкт-Петербург, 2006).
В 2011 году в театре Ла Скала исполнила главную партию в балете «Раймонда» (постановка Сергея Вихарева) на премьерном представлении спектакля. В качестве приглашенной солистки выступала в спектаклях Римской оперы, Михайловского театра.
