БАЯДЕРКА
2002


Никия – Дарья Павленко. 2003.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной


С 1941 года в Театре им. С. М. Кирова (Мариинском) «Баядерка», сочиненная Мариусом Петипа в 1877 году, исполнялась в редакции Владимира Пономарёва и Вахтанга Чабукиани. В отличие от оригинала Петипа, их версия заканчивалась не возмездием за клятвопреступничество и крушением дворца, а предыдущей сценой – воссоединением Никии и Солора в царстве теней. Из купированного четвертого акта во второй постановщики перенесли танцы pas d’action, – естественно, по логике сюжета, отказавшись от появления тени Никии в танце Солора и Гамзатти. Некоторые танцы были переставлены, другие купированы, мимическая сцена Солора и Никии в первом акте заменена действенным дуэтом, добавлены вариации Солора в grand pas и картину «В царстве теней».

Сергей Вихарев на репетиции. 2002.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной


Обратившись к записям Николая Сергеева, хранящимся в театральной коллекции Гарвардского университета, Сергей Вихарев реконструировал утраченный хореографический текст. «Редакция 1900 года – последняя авторская редакция Мариуса Петипа, – рассказывал Вихарев. – К тому же нотация Николая Сергеева записана для Кшесинской, Преображенской, Гердта и Легата, а следовательно, в ней зафиксирована редакция 1900 года. Нотация полностью соответствует программе 1900 года. Соответственно, моделью для реконструкции была избрана именно эта редакция. Но музыкальную партитуру и репетиторы мы реставрировали сначала по модели 1877 года, а уже затем вносили изменения, появившиеся в спектакле 1900 года»i. И дальше: «Репетиторы “Баядерки” бесценны, поскольку в каждом – огромное количество информации. Расписаны практически все выходы, часто есть словесные обозначения танцевальных комбинаций, а в одном из них полностью прописана пантомимная сцена Никии и Гамзатти – словесный текст диалога записан под соответствующими музыкальными тактами»ii.

Сергей Вихарев на репетиции с Дарьей Павленко и Андрианом Фадеевым. 2002.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Сергей Вихарев на репетиции с Вероникой Парт и Викторией Терёшкиной. 2003.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Сергей Вихарев на репетиции с Эльвирой Тарасовой и Николаем Цискаридзе. 2002.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной


«В рукописи собраны записи всех танцев – кордебалета, корифеек, частично танцы Матильды Кшесинской и Ольги Преображенской. По нотации мы смогли, например, восстановить в I акте оригинальный танец жриц – он оказался демиклассическим, в мягкой обуви, во II акте – демихарактерный танец невольниц (“Кривое па”) – у Мариуса Петипа балетный акт никогда не начинался с танца на пуантах. Мы восстановили детали вариаций четверки баядерок и Большую коду (№ 15) дивертисмента II акта. В картине “Тени” – оригинальную коду Матильды Кшесинской (ее исполняет Дарья Павленко – это ее эксклюзив). В IV акте – детский танец лотосов и, что самое ценное, знаменитый pas d’action. Конечно, мы понимаем, какой град возражений провоцируем, восстанавливая хореографию по нотации»iii.

Танец лотосов. 2002

Сергей Вихарев, Юлия Касенкова, Виктория Кутепова, Ксения Острейковская и Яна Серебрякова на репетиции. 2002.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Виктория Кутепова, Ксения Острейковская, Сергей Вихарев и Галина Кекишева на репетиции. 2002.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Николай Цискаридзе и Сергей Вихарев на репетиции. 2002.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Николай Цискаридзе, Дарья Павленко и Сергей Вихарев на репетиции. 2002.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Дарья Павленко и Николай Цискаридзе на репетиции. 2002.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной


В новом спектакле остались наслоения ХХ века, но купюры были восстановлены. В четвертом акте Никия появлялась в «сцене любви» Солора и Гамзатти, напоминая новобрачному герою о забытой клятве.

Эльвира Тарасова – Гамзатти, Диана Вишнёва – Никия, Андриан Фадеев – Солор. 2003.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной


Декорации и костюмы воспроизвели по эскизам и фотоматериалам из собрания Санкт-Петербургской театральной библиотеки и коллекции Театрального музея. За основу было взято оформление, сделанное для возобновления спектакля в 1900 году.

Никия – Диана Вишнёва. 2003.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной


Хотя спектакль прошел всего несколько раз (на сцене Мариинского театра и на гастролях в Нью-Йорке), было подготовлено несколько составов исполнителей. «Больше всего меня интересует человек, – говорил Сергей Вихарев. – От личности артиста я отталкиваюсь при выборе балетов для реставрации. Если я не вижу людей, я не берусь работать. Люди всегда находятся. Даже в таком консервативном театре, как Мариинский, мне удалось осуществить три большие постановки. В каждом из моих балетов есть артисты-вдохновители»iv.

Никия – Дарья Павленко, Солор – Николай Цискаридзе. 2003.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной


i В поисках «Баядерки». С Сергеем Вихаревым и Павлом Гершензоном беседовала Алиса Свешникова // Мариинский театр. 2002. № 3–4. С. 14.
ii Там же.
iii Там же.
iv Балетмейстер Сергей Вихарев: «Возвращать наследие помогают дети» // Новая газета. 2004. 15 апреля.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход