ШОСТАКОВИЧ В МАРИИНСКОМ
К 111-летию cо дня рождения композитора

Оранго. 2015

Премьера 06.10.2015
Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева
Сценическое решение – Александр Маскалин
Партия фортепиано – Василий Попов

Рукопись «Оранго», пролога к неоконченной опере Шостаковича, была обнаружена музыковедом Ольгой Дигонской в 2004 году. Из раритета, первоначально возбудившего лишь любопытство исследователей, находка вскоре превратилась в репертуарное сочинение. Авторский клавир по просьбе Ирины Шостакович оркестровал английский музыковед и композитор Джерард Макбёрни.
Либретто сатирической оперы, заказанной Большим театром к 15-летию Октября (параллельно композитор работал над «Леди Макбет Мценского уезда»), обыгрывало модную тогда тему создания нового человека. Оранго – выведенный путем научного эксперимента гибрид человека и обезьяны – становится репортером и заправилой газетного мира, борется с большевиками, убивает своего отца, после чего получает отпущение грехов у католической церкви, а лишившись денег и власти, снова превращается в обезьяну.
В сквозном сюжете сюрреалистической саги о похождениях собрата Шарикова нужно было противопоставить капиталистический Запад и Страну Советов. Даже небольшой фрагмент оперы позволяет убедиться, сколь гротескно и динамично предполагалось решить этот экстравагантный сюжет.
Вслед за мировой премьерой в Лос-Анджелесе (музыкальный руководитель Эса-Пекка Салонен, режиссер Питер Селларс) к опусу обратились театры Праги и Перми, сделавшие полновесные постановки.
В Мариинский театр «Оранго» попал после того, как Эса-Пекка Салонен привлек к проекту солистов Академии молодых оперных певцов. Освоив «обезьянью» оперу, молодежная труппа выступила с ней в Стокгольме, Хельсинки (2014) и на лондонском фестивале «Би-би-си Промс» (2015). Китчевое оформление этих постановок (режиссер Ирина Браун) вторило язвительному тону музыкальных сцен, а кинофантазии Луиса Прайса, дополнявшие инструментальные эпизоды «Оранго», напомнили о таперском происхождении многих музыкальных тем.


«Оранго» на «Променад-концертах» в лондонском Альберт-холле. 24 августа 2015 года. За дирижерским пультом – Эса-Пекка Салонен 
© BBC / Фото Chris Christodoulou

В получасовом прологе – вереница персонажей, с которыми зритель знакомится в коротких выходах и диалогах, пока «затянувшееся» представление неожиданно не обрывается. В этих маленьких, острохарактерных ролях убедительными актерски и вокально оказались Денис Беганский (Весельчак), Наталья Павлова (Сюзанна) и Александр Трофимов (Поль Маш), Иван Новосёлов (Оранго) и Дмитрий Колеушко (Зоолог).

После лондонского исполнения. Стоят (слева направо): Денис Беганский (Весельчак), режиссер-постановщик Ирина Браун, Юрий Евчук (Конферансье), Александр Шагун (Арман Флери), Наталья Павлова (Сюзанна), Эса-Пекка Салонен, Иван Новосёлов (Оранго), Олег Лосев (Иностранец), Наталья Якимова (Рене), композитор Джерард Макбёрни, Лев Эльгардт (Голос из толпы). Сидят (слева направо): неустановленное лицо, Александр Трофимов (Поль Маш), Рози Кей (Настя Терпсихорова), Дмитрий Колеушко (Зоолог), Владимир Бабокин (Иностранец)
© Мариинский театр

Гастрольный состав исполнителей подготовил и петербургскую премьеру «Оранго», показанную 6 октября 2015 года.

Анонс «Оранго» в соцсетях Мариинского театра в сентябре 2015 года

В Мариинском опера исполняется в камерном зале, под рояль. Хор в красных косоворотках, комиссары, девица в сарафане и кокошнике (танец Насти Терпсихоровой), зловещие марши и гримасничанье в духе персонажей немого кино и даже бюст самого Шостаковича, снятый с фасада Концертного зала Мариинского театра, – постановка Александра Маскалина оказалась скромнее, но гораздо суровее лондонского зрелища. Приметы большевистской эпохи здесь поданы грубо, и потому озорство, непринужденность и злорадство молодого Шостаковича неожиданно обернулись гнетущей антиутопией, словно автору «Оранго» стало известно о разгроме его любимого детища. В том же сезоне спектакль показали с обновленным составом солистов.
Лейла Аббасова

Сцена из спектакля 
© Мариинский театр / Фото Валентина Барановского

«Зевни, Оранго!» Зоолог – Олег Лосев, Оранго – Иван Новосёлов, Голос из толпы – Лев Эльгардт. Концертмейстер – Василий Попов 
© Мариинский театр / Фото Валентина Барановского

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.