ШОСТАКОВИЧ В МАРИИНСКОМ
К 111-летию cо дня рождения композитора

Клоп. 2001

30.05.2001–25.09.2006 (6 спектаклей)

Дирижер – Александр Поляничко
Хореограф – Леонид Якобсон (1974)
Художник – Борис Мессерер


Сцена из спектакля. 2001 год 
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Музыка, написанная Шостаковичем к пьесе Маяковского «Клоп» в 1929 году, зазвучала в Мариинском театре только в 2001-м. А между тем балет «Клоп» в хореографии Леонида Якобсона был в репертуаре Театра им. Кирова в 1960-е. Планируя постановку в конце 1950-х, балетмейстер Кировского театра Якобсон обратился с просьбой написать новую оригинальную партитуру к молодому ленинградскому композитору Олегу Каравайчуку, а от Шостаковича он примерно в то же время получил согласие на создание музыки к балету «Тиль Уленшпигель» (задумка не была осуществлена)1.
Первоначально грандиозный якобсоновский замысел спектакля «Мистерия-буфф» по мотивам произведений Маяковского был реализован лишь отчасти. В 1962-м состоялась премьера двухактного хореографического плаката «Клоп», идею которого балетмейстер формулировал так: «Мощные силы Великой Октябрьской революции сметают со своего пути все, что мешает ее победоносному шествию»2. Оформили спектакль художники Андрей Гончаров, Лев Збарский, Борис Мессерер и Татьяна Сельвинская.

Борис Мессерер. Эскизы костюмов: мамаша Ренессанс и пара нэпманов. 1962 год 
© Мариинский театр

Но Якобсон не был доволен результатом: «Получилась колоссальная разница между той музыкой, которая звучит сейчас, и той, которую сочинял тогда (во время принятия решения о постановке. – Прим. О. М.) Каравайчук. Та была вдохновенна и просто гениальна. ‹…› Но когда пришел период перевести музыку на язык нот, Каравайчук оказался беспомощным и сделать это достоянием других, как всякое профессиональное произведение искусства, он не оказался способным»3. Партитуру дорабатывал Георгий Фиртич, а Каравайчук, несогласный с изменениями, потребовал заменить свое имя на афише псевдонимом Отказов.
На обсуждении нового спектакля, выслушав похвалы и замечания своему детищу, посетовав, что ему фактически пришлось сочинять балет без музыки, Якобсон вынес вердикт: «Мы к этому спектаклю больше не вернемся и совершенствовать его не будем»4. Балет продержался в репертуаре три года.

Маяковский – Дмитрий Корнеев, Присыпкин – Алексей Семёнов. 2001 год 
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Якобсон вернулся к «Клопу» через двенадцать лет. Для своей труппы «Хореографические миниатюры» он создал в 1974 году авторский вариант спектакля. В новом одноактном балете-буффонаде действовали те же персонажи, их судьбами, как и на сцене Кировского театра, распоряжался главный герой, Маяковский. Характеры образов подчеркивали костюмы Бориса Мессерера, участвовавшего в оформлении первой постановки. Но другая музыка определяла пластику героев: Якобсон обратился к раннему сочинению Шостаковича, написанному для первого сценического воплощения пьесы – драматического спектакля Всеволода Мейерхольда. Композитор, в конце 1920-х заведовавший в ГосТИМе (Государственный театр им. Мейерхольда) музыкальной частью, обсуждал работу над «Клопом» с Маяковским, и тот просил музыку, которую играл бы оркестр пожарных, – такое звучание отвечало бы духу комедии.
Ироничное и острое произведение Шостаковича Якобсон положил в основу новой редакции своего «Клопа». Меткие и емкие жесты, не в бровь, а в глаз бьющие пластические находки, придуманные, как водится у Якобсона, на конкретных исполнителей, обеспечили спектаклю успех и долгую жизнь.

Эльзевира Ренессанс – Яна Серебрякова, Присыпкин – Алексей Семёнов. 2001 год 
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Он сохранялся в репертуаре «Хореографических миниатюр» и после смерти Якобсона, когда труппу возглавил Аскольд Макаров – первый исполнитель партии Маяковского еще в Кировском театре, чья актерская работа в спектакле была высоко оценена зрителями, лично знавшими поэта.
Одноактный «Клоп» перебрался в Мариинский театр в 2001 году. Постановкой чужого (если быть точными) для своей сцены спектакля театр отдал дань памяти композитору, 95-летие которого отмечалось в тот год, и хореографу, чьих спектаклей на тот момент в репертуаре не было.
Над образами с артистами Мариинского работали экс-солисты «Хореографических миниатюр» Александр Степин, Лариса Волкова, Людмила Гришина и Эдуард Палей. И после чисто танцевальных премьер Баланчина и Ноймайера труппа как следует оторвалась в игровых придумках Якобсона, наполнив спектакль удовольствием маскарада в образах смачных, колоритных персонажей.
Ольга Макарова

Мамаша Ренессанс – Галина Рахманова, Присыпкин – Иван Попов, Эльзевира Ренессанс – Наталья Цыплакова, Баян – Роман Скрипкин, папаша Ренессанс – Сергей Константинов. 2001 год 
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

1 «Хореографические миниатюры». Творческие заявки на постановку хореографических миниатюр и докладные записки // ЦГАЛИ. Ф. 87. Оп. 1. Ед. хр. 153. Л. 4.
2 «Клоп». Автограф // ЦГАЛИ. Ф. 47. Оп. 1. Ед. хр. 218. Л. 2.
3 Материалы по обсуждению балета «Клоп» (протокол, стенограмма) // ЦГАЛИ. Ф. 87. Оп. 1. Ед. хр. 54. Л. 85.
4 Там же. Л. 89.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.