ШОСТАКОВИЧ В МАРИИНСКОМ
К 111-летию cо дня рождения композитора

Concerto DSCH. 2013

Премьера 04.07.2013 
Хореограф – Алексей Ратманский
Художник по свету – Марк Стэнли
Художник по костюмам – Холли Хайнс


Екатерина Кондаурова, Андрей Ермаков и артисты Мариинского театра. 2013 год 
© Мариинский театр / Фото Валентина Барановского

Балет на музыку Второго фортепианного концерта Шостаковича появился в репертуаре Мариинского театра спустя пять лет после его американской премьеры. Созданное в 2008 году для New York City Ballet, идеальное для труппы, ориентированной на инструментализм танца и ансамблевость, это чисто танцевальное сочинение Алексей Ратманский предложил артистам Мариинского после трех сюжетных многоактных спектаклей (его остроумные, ироничные «Золушка» и «Конек-Горбунок» и лаконичная «Анна Каренина» и сегодня любимы не только артистами, но и зрителем).

Алексей Ратманский на репетиции. 2013 год 
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

В названии балета хореограф использовал музыкальный автограф композитора: четыре ноты, записанные в немецкой нотации, составляют инициалы Шостаковича – D.Sch. Подпись композитора не имеет прямого отношения ко Второму концерту (музыкальный мотив, соответствующий этому нотному сочетанию, не встречается в партитуре), но, вынесенная в название, она обозначила приоритеты хореографа. Свой балет Ратманский называет «портретом музыки». Веселый, озорной, до предела насыщенный движением, изощренными и предельно музыкальными комбинациями спектакль отвечает энергии Второго концерта. Стихия свободно льющегося в захватывающем темпе танца сродни духу времени написания концерта (1957) – вере в светлое будущее и переполняющей музыку жажде жизни, вдохновленной ли юностью сына, которому Шостакович посвятил концерт, или надеждами на наступившую в стране оттепель.

© Мариинский театр / Фото Валентина Барановского, 2013

Для Ратманского Шостакович – один из главных композиторов. В послужном списке хореографа «Светлый ручей» и «Болт» в Большом театре, постановки на музыку Девятой симфонии, Первого фортепианного концерта, Камерной симфонии для струнных в Американском театре балета.
В соответствии с хронологией создания Concerto DSCH принадлежит третье место в этом списке. А за год до его постановки хореограф был удостоен премии Шостаковича (2007) за возвращение на сцену балета «Светлый ручей».
Упоение балетмейстера музыкой Шостаковича, очарованность его эпохой читаются в Concerto DSCH: хореографический текст и мизансцены наполнены отсылками к советским реалиям. Именно для русских исполнителей и зрителей они несут целое поле ассоциаций и во многом поэтому вызывают живой эмоциональный отклик. Для незнакомых с советской скульптурой, не имеющих представления о физкультурных парадах и излюбленных приемах советской хореографии 1920–1950-х высокие поддержки Ратманского останутся просто замысловатыми позами, а жесты – всего-навсего оригинальными выдумками балетмейстера. Чтобы почувствовать и передать элегическую целомудренность адажио, надо посмотреть хотя бы пару советских фильмов с воспевающими искреннюю простоту вечерними встречами застенчивых влюбленных, в которых робкий поцелуй украдкой был пределом дозволенного. Создать такую атмосферу в спектакле Мариинского театра особенно удалось Светлане Ивановой, представшей в Concerto воплощением юности и нежной лирики.

Светлана Иванова и Константин Зверев. 2013 год 
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Идущий обычно в один вечер с одноактными сочинениями Форсайта, Макгрегора или Саши Вальц, Concerto Ратманского в соседстве с современной пластикой демонстрирует классический потенциал труппы. Но, как точно отметил обозреватель «Газеты.Ru», «Ратманский умеет подать классику так, что ни о каком замшелом академизме не помнишь, а думаешь о вечном обновлении поэтического источника… Изысканность и атлетизм вкупе с озорным юмором – столь редкое сочетание покорило публику и за океаном, и в городе на Неве»1.
Ольга Макарова

1 Матвеев К. Время без Фрейда. В Мариинском театре снова поработал Алексей Ратманский // Газета.Ru. 10 июля 2013.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.