ЩЕДРИН В МАРИИНСКОМ
К 85-летию композитора

Симфонические концерты


Родион Щедрин среди слушателей в Концертном зале Мариинского театра
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

В Мариинском театре постоянно исполняются не только оперы и балеты Щедрина, но и его симфонические сочинения. Осенью 2008 года в Концертном зале на фестивале «Новые горизонты» была представлена и единственная опера композитора, которая пока что не звучала в Мариинском театре в полном объеме, – «Лолита» (второе действие в концертном исполнении). Перед этим Валерий Гергиев дирижировал исполнением в Самаре, посвятив его памяти Мстислава Ростроповича, руководившего премьерой оперы в Стокгольме в 1994 году.
В разное время в Мариинском прозвучали все шесть фортепианных концертов Щедрина – их исполняли Алексей Володин, Денис Мацуев, Йол Юм Сон, Олли Мустонен, Сергей Редькин и Аника Вавич. Концерты для других инструментов играли Алексей Огринчук (гобой), Александр Бузлов и Давид Герингас (виолончель), Тимур Мартынов (труба), Юрий Афонькин (альт), Софья Кипрская (арфа).

Родион Щедрин и Денис Мацуев после исполнения Второго фортепианного концерта. Концертный зал, 22 декабря 2012 года

Родион Щедрин, Валерий Гергиев и Сергей Редькин после исполнения Четвертого фортепианного концерта. 27 декабря 2015 года

Родион Щедрин с Александром Бузловым после исполнения Parabola Concertante. 23 декабря 2012 года
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Родион Щедрин с Алексеем Огринчуком после исполнения Концерта для гобоя. 23 декабря 2012 года
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Юрий Афонькин, Софья Кипрская и Валерий Гергиев после петербургской премьеры Concerto dolce для альта и струнного оркестра с арфой. 27 февраля 2017 года
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Второй и Пятый фортепианные концерты в исполнении Дениса Мацуева записаны на лейбле Mariinsky.

«Второй фортепианный концерт Родиона Щедрина (1966) напоминает о музыке Сергея Прокофьева, но играет и с двенадцатитоновой техникой. Мацуев и оркестр словно подстегивают друг друга. Интерпретация очень напряженная и эффектная, пианист и оркестр делают все возможное, чтобы преподнести эту многогранную музыку во всем ее увлекательном разнообразии» (Реми Франк, pizzicato.lu).

«В этой записи мы хотели представить творчество великих русских композиторов различных периодов. Творчество Щедрина имеет особое значение для русской музыки. Сам композитор принимает активное участие в репетициях, у нас есть возможность общаться с ним, обмениваться мыслями и узнавать его пожелания. Это бесценно» (Денис Мацуев).

(О Пятом концерте) «Этот дикий концерт, который порой, кажется, „перепрокофьивает“ Прокофьева, очевидно, среди любимых у Мацуева В этом причудливом, замысловатом 33-минутном сочинении масса ударных звучностей, которые вы никогда не забудете» (classicalcdreview.com).

К 80-летию композитора (2012) в Концертном зале два вечера были посвящены его музыке: 22 декабря прошел марафон – четыре фортепианных концерта, а на следующий день звучала оркестровая музыка и – впервые в России – драматическая сцена «Клеопатра и змея». Исполнением грандиозного «Музыкального приношения» в сентябре 2013 года открывался первый Международный органный фестиваль.

Программа концерта к юбилею композитора 23 декабря 2012 года

Валерий Гергиев всегда включает музыку Щедрина в свои фестивальные концерты: она звучит на фестивале в Самаре, посвященном Мстиславу Ростроповичу, в Миккели, в Роттердаме и в Зальцбурге, занимает почетное место в программах Московского Пасхального фестиваля. В 2009 году его открытие ознаменовалось мировой премьерой «Симфонического диптиха» на темы из «Очарованного странника». Здесь же год спустя Мариинский оркестр сыграл (даже раньше, чем в Петербурге) «Стихиру на 1000-летие крещения Руси» и «Старинную музыку российских провинциальных цирков», а в 2011-м – «Хороводы» и «Литовскую сагу». Среди «редкостей» репертуара оркестра – «Российские фотографии» для струнных. Многие годы неизменным успехом у публики пользуются «Озорные частушки», где музыканты демонстрируют свое виртуозное мастерство, и «Кармен-сюита», которая звучит в концерте столь же часто, как и в балете.
Миссию продвижения симфонического наследия Щедрина Валерий Гергиев ведет и на международном уровне: в 2009 году Лондонский симфонический оркестр под его управлением впервые исполнил «Литовскую сагу», а в 2015-м «Озорные частушки» открыли концерт оркестра Мариинского театра в Карнеги-холле – через полвека после того, как эта музыка впервые прозвучала на прославленной американской сцене.
Сегодня в Мариинском театре звучат почти все сценические и концертные сочинения композитора – его музыка существует в живой исполнительской традиции.
Владимир Хавров

Валерий Гергиев и Родион Щедрин после очередной премьеры в Концертном зале.
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

«Я могу гордиться тем, что в репертуаре Мариинского театра десятки произведений живого классика, нашего современника» (Валерий Гергиев)

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход