ЩЕДРИН В МАРИИНСКОМ
К 85-летию композитора

Конек-Горбунок. 2009

Премьера 14 марта 2009 года

Хореограф – Алексей Ратманский
Дирижер – Валерий Гергиев
Художник  – Максим Исаев

«Конек-Горбунок» 2009 года стал для Мариинского абсолютно новым спектаклем, но в то же время и возвращением к прошлому. Театр вновь обратился к уже звучавшей в его стенах музыке Родиона Щедрина и уже полюбившейся работе с Алексеем Ратманским.
«Музыка к балету „Конек-Горбунок” – моя ранняя, очень ранняя работа, – комментировал композитор возращение на сцену своего сочинения спустя почти двадцать пять лет. – Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой „поймал” я в свои музыкантские руки неземную Жар-Птицу – Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена…
Конечно, „из сегодня” вижу я в своей юношеской работе многие наивности и несовершенства. Но писалась партитура искренне, честно и увлеченно. Это, полагаю, можно расслышать и ощутить ныне. „Не отрекусь от каждой строчки прошлой”, как писал Андрей Вознесенский. Я тоже намерений таких никак не имею. А полон я чувством предвкушения радости и творческого созидания».


Родион Щедрин, Юрий Фатеев, Леонид Сарафанов, Майя Плисецкая, Алина Сомова, Алексей Ратманский и Григорий Попов после спектакля 15 марта 2009 года
© Мариинский театр/ Фото Валентина Барановского

С хореографом Алексеем Ратманским театр был отлично знаком. Его семилетней давности «Золушка» украшала балетный репертуар, стабильно отвечая за современную его составляющую. За прошедшие со времени премьеры «Золушки» годы Ратманский из «молодого начинающего» превратился в российского хореографа №1, побывавшего на культовом посту худрука балетной труппы Большого театра и зарекомендовавшего себя универсальным мастером как бессюжетного спектакля малой формы, так и многоактного сюжетного балета. Работая в Большом, он обеспечивал Москву масштабными кассовыми полотнами и в то же время успевал создавать изысканные чисто танцевальные шедевры и на стороне – в New-York City Ballet.
В работе с партитурой Ратманский пошел по пути своего предшественника и учителя (в ГИТИСе Алексей учился на курсе Дмитрия Брянцева): его «Конек», так же, как и брянцевский, стал двухактным.

Алексей Ратманский, Максим Хребтов, Андрей Иванов и Виктория Терёшкина на репетиции. 2009 год
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной

Визуально спектакль тоже получился ярким, но решенным в иной стилистике. Фольклорные корни сказки Ершова художник Максим Исаев (один из создателей инженерного театра АХЕ) представил через контрастность и простоту форм, любимую русским авангардом.

Царь-Девица – Алина Сомова, Спальник – Ислом Баймурадов, Царь – Роман Скрипкин. 2009 год
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной

В динамичном, веселом и ироничном спектакле нашлось место и танцу, как классическому, так и характерному, и мимическим сценам, и серьезной виртуозности, и юмору.

Царь – Андрей Иванов. 2009 год
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной

Интересно, что юмор у Ратманского рождается отнюдь не только из игровых сцен, мимики или жестов, хореограф умеет вызвать зрительскую улыбку танцем. Его дивертисмент в спектакле – остроумный парафраз на тему традиционных характерных номеров в академическом балете. Хореограф с позиции современника-постмодерниста посмотрел на старую традицию «обработки» фольклорных па для классических спектаклей, и сделал это со смелым юмором. «Ироническая подмена смыслов является главной пружиной этого бесшабашного балета, а пародийная игра со всем окостенелым, от форм искусства до идеологических клише, составляет его параллельный сюжет»1, – писала о новом шедевре Ратманского критик Татьяна Кузнецова.

Цыганский танец. 2009 год
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной

Каждая роль в спектакле открывала широкий простор для творчества: с одной стороны, для актерского перевоплощения и импровизации, с другой – для испытания себя технически непростым текстом. В роли забавного, гротескно представленного недотепы-Царя, уморительно смешно отыгранного на премьере Андреем Ивановым, мимическая составляющая богаче танцевальной. 

 

Площадь в Град-столице. Царь – Андрей Иванов, Спальник – Ислом Баймурадов, Кони – Камиль Янгуразов и Юрий Смекалов, Данило – Константин Зверев, Гаврило – Иван Ситников
Мариинский-2, 25 ноября 2013 года

Высказывания «лубочных» Отца и Братьев Ивана тоже незамысловаты по пластике.

Данило – Сослан Кулаев, Гаврило – Максим Зюзин, Иван – Леонид Сарафанов, Старик – Андрей Яковлев. 2009 год
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной

Тогда как Царь-девица, в одних сценах предстающая по-детски капризной, в других – по-девичьи нежной, юркий и ловкий Конек и озорной Иван-дурак раскрывали свои характеры в танце.

Иван – Владимир Шкляров, Царь-Девица – Алина Сомова. 2013 год
© Мариинский театр/ Фото Александра Гуляева

В подготовке спектакля принял участие едва ли не весь звездный состав Мариинского той поры. В образе Царь-Девицы на премьерных показах позволяли себе дурачиться Виктория Терёшкина и Алина Сомова (за эту роль награжденная «Золотой маской»), позже в этой партии вышла Ульяна Лопаткина. Екатерине Кондауровой досталась роль Кобылицы и Морской царевны. В образе Ивана-дурака «отрывались» Михаил Лобухин, Леонид Сарафанов и Владимир Шкляров. Циничными Спальниками притягивали к себе внимание Юрий Смекалов и Ислом Баймурадов.
Ольга Макарова

Слева: Иван – Леонид Сарафанов, Кобылица – Екатерина Кондаурова. Справа: Царь-Девица – Виктория Терёшкина, Иван – Михаил Лобухин, Царь – Андрей Иванов. 2009 год
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной

1 Кузнецова Т. Конек балетмейстера Ратманского // Коммерсантъ. 2010. 26 февраля.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход