ЩЕДРИН В МАРИИНСКОМ
К 85-летию композитора

Мертвые души. 1978

Премьера 23 декабря 1978 года
23 декабря 1978 – 28 мая 1983 года (20 спектаклей)

Музыкальный руководитель и дирижер – Юрий Темирканов
Режиссер-постановщик – Борис Покровский
Режиссер – Никита Никифоров
Художник – Валерий Левенталь
Художник по костюмам – Вильям Клементьев
Балетмейстер – Дмитрий Брянцев


Афиша премьерных исполнений оперы в Ленинграде

Первым щедринским спектаклем на сцене Кировского (Мариинского) театра стала перенесенная из Большого театра постановка оперы «Мертвые души». Мысль о создании оперы на сюжет гоголевской поэмы композитор вынашивал несколько лет. Когда партитура была завершена, над премьерой в Большом театре начала работу великолепная команда: ставил оперу легендарный Борис Покровский, декорации оформлял Валерий Левенталь – соавтор Щедрина по балетным спектаклям. Более сложным оказался выбор дирижера. Почти всеми премьерами сочинений Щедрина прежде руководил Геннадий Рождественский, но из-за его чрезмерной занятости композитор решил обратиться к Юрию Темирканову, который незадолго до того возглавил Кировский театр и был хорошо знаком с музыкой Щедрина. «Темирканов работал не щадя себя. Дотошно, но легко и артистично»1, – вспоминает композитор. Перед первым спектаклем дирижер провел 42 репетиции, а затем еще 32 раза исполнял «Мертвые души» в Большом, каждый раз специально для этого приезжая из Ленинграда.

Борис Покровский и Юрий Темирканов
© Мариинский театр / Фото Юлии Ларионовой

В 1978 году Темирканов перенес спектакль в Кировский театр, предложив роль Чичикова Сергею Лейферкусу. Годом ранее певец, тогда еще солист Малого оперного, блестяще дебютировал на главной оперной сцене Ленинграда в роли Андрея Болконского в «Войне и мире» Прокофьева. Для Темирканова та постановка тоже была одной из первых работ в Мариинском. Лейферкус вспоминает:

После удачной премьеры Юрий Хатуевич позвал меня к себе и говорит: «Сережа, у меня есть идея вместе с Покровским перенести из Большого театра „Мертвые души“. Не согласишься ли ты быть Чичиковым?» Я отвечаю: «А нотки можно посмотреть?» И когда я их увидел, то, честно говоря, мне стало худо. Ноток оказалось столько, всех этих колоратурных пассажей и фиоритур, что их могло бы хватить на три–четыре полнометражные оперы. Но начав работу с концертмейстером, я вдруг почувствовал, что может выйти нечто занятное. И действительно, роль оказалась великолепной2.

Чичиков Лейферкуса стал центральной фигурой спектакля. Критика не скупилась на похвалы: «Актерствующий и искренний, наивный и расчетливо хитрый, его Чичиков – образ неоднозначный и многомерный»3; «В роли Чичикова певец восхитил не только точными и разнообразными вокальными красками, но и незаурядной актерской игрой, даром перевоплощения. Как аффектированно-восторжен он, как изящно округляет руки, как по-балетному ступает он в сцене с Маниловым; как притворно-внимателен и внутренне насмешлив с Коробочкой; как настороженно приглядывается к Ноздреву, ловко спасаясь затем от его экспансивной наглости; как подыгрывает Собакевичу, торгуется с Плюшкиным!»4.

Чичиков – Сергей Лейферкус, Ноздрёв – Николай Майборода, Коробочка – Эра Краюшкина

Достойно показали себя и другие артисты, справившиеся с непростым вокальным письмом Щедрина, и оркестр, в который композитор включил внушительную батарею ударных, балалайку и электрогитару.

Обед у прокурора. Сцена из I действия оперы

Партии первых и вторых скрипок по замыслу Щедрина заменял хор, располагавшийся в оркестровой яме. Народные напевы, пронизывающие всю оперу, исполняли специально приглашенные артисты из Института культуры. Двухъярусная сценическая конструкция, придуманная Валерием Левенталем, отражала новую для советской сцены идею «параллельного театра».

Макет декораций к спектаклю

Несколько лет – честь для здравствующего композитора – опера Щедрина одновременно шла на двух главных оперных сценах страны, а ленинградская труппа показывала ее на гастролях в Берлине и Дрездене, но все же спектакль, требовавший немалых постановочных ресурсов, попадал в репертуар не часто. Из ленинградской афиши «Мертвые души» исчезли в 1983-м, а два года спустя последнее представление прошло и в Большом.

Прежде чем «Мертвые души» – спустя четверть века с лишним – вернулись на сцену Мариинского уже в новой постановке, опера дважды прозвучала в концертном исполнении (в 2009-м, к юбилею Гоголя, и год спустя), где партию Чичикова вновь пел Сергей Лейферкус.
Владимир Хавров


1 Родион Щедрин: автобиографические записи. М.: АСТ Москва, 2008. С. 151. 
2 Хрипин, А. «Железный» Лейферкус // Музыкальная жизнь. 1996. № 7–8. С. 11. 
3 Журнал «Театр». 1983. № 6. C. 44. 
4 Журнал «Советская музыка». 1983. № 12.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход