РИМСКИЙ-КОРСАКОВ В МАРИИНСКОМ

Боярыня Вера Шелога. Псковитянка. 1903

Премьера «Псковитянки» в третьей редакции – вместе с одноактным прологом «Боярыня Вера Шелога» – состоялась в эпоху, когда в Мариинском театре активно действовал Федор Шаляпин. Он и выступил в роли Ивана Грозного. Впервые она была исполнена Шаляпиным 12 декабря 1896 года в премьерном спектакле «Псковитянки» в Частной опере Саввы Мамонтова. В течение многих лет Шаляпин углублял и совершенствовал свою трактовку образа Грозного, достигнув в итоге выдающегося художественного результата. Для самого артиста эта роль стала в некотором роде эмблематической: благодаря тиражированию в тысячах фотопортретов и почтовых карточек, образ Шаляпина–Грозного получил у современников большую популярность.


Федор Шаляпин в партии Ивана Грозного. Открытые письма. Фотографии сделаны в Москве, в ателье К. А. Фишера и В. Г. Чеховского.
Архив Мариинского театра

Сохранились свидетельства о его участии в режиссуре спектакля, хотя официально постановщиком значился только Ромуальд Василевский. Именно благодаря Шаляпину «Псковитянка», по мнению Направника, стала репертуарной оперой. Сходной точки зрения придерживался и директор Императорских театров Владимир Теляковский, считавший оперу «скучной», но, в силу удачной постановки и отличного исполнения, интересной для публики1. К петербургской премьере Теляковский привлек создателей московского спектакля, поставленного на сцене Большого театра 10 октября 1901 года: Василевского, художника Александра Головина и Шаляпина. По свидетельству присутствовавшего на репетициях Даниила Похитонова, тогда студента Консерватории, а в будущем – дирижера «Псковитянки» в Мариинском театре, игра выдающегося артиста действовала буквально магически: «Репетировались “шаляпинские” акты, Шаляпин без грима, в желтом пиджаке изображал Грозного. Но я был поражен, подавлен, как, вероятно, были подавлены жители древнего Пскова в ожидании грозного царя»2.

Федор Шаляпин в партии Ивана Грозного. Певец охотно подписывал такие открытки своим поклонникам.
Архив Мариинского театра

На премьере 28 октября 1903 года Шаляпин пел превосходно и, по словам Римского-Корсакова, «имел невероятный успех», а «опера – так себе, не то что в свои первые времена!»3. Тем не менее автора вызывали восемь раз, в том числе после окончания спектакля – пять раз.
В партии Михайлы Тучи публику увлек Иван Ершов: впервые роль этого персонажа нашла достойного исполнителя-артиста. По оценке рецензента «Русской музыкальной газеты», в исполнении Валентины Кузы «слабее вышли партии Веры (в прологе) и Ольги», а «девственно нежная Ольга вышла грубоватой»4.
В отличие от московского спектакля, сцена в лесу не исполнялась, а музыка леса, царской охоты и грозы звучала в качестве симфонической картины. Этот вариант и был отныне закреплен композитором в качестве окончательного.

Торговая площадь в Пскове (вторая картина). Эскиз декорации Александра Головина.
Ежегодник Императорских театров. 1901–1902

Сильное впечатление на публику произвели и декорации. Владимир Теляковский, в 1900 году привлекший к сотрудничеству с Императорскими театрами Александра Головина и Константина Коровина (после их успеха в Мамонтовской опере) и регулярно получавший упреки в «декадентстве» их декораций и костюмов, на этот раз удовлетворенно записал в дневнике: «…при поднятии занавеса в зале раздались аплодисменты. Особенно восхищались (декорациями) Шаляпин и Ершов. По-видимому, опера налажена»5. Больше всего понравились зрителям декорации вечевой площади и въезда Грозного.

Комната у князя Токмакова (четвертая картина). Эскиз декорации Александра Головина.
Ежегодник Императорских театров. 1901–1902

Эдуард Старк в «Санкт-Петербургских ведомостях», заявив, что постановка «Псковитянки» «делает честь вкусу дирекции», отмечал: «До сих пор Мариинский театр приучал нас к чему? К роскоши, великолепию, яркости, бьющей в глаза, нарядности, чистоте декораций, обстановочных предметов, костюмов; сложился даже особый термин: казенное великолепие. Именно казенное!..
Теперь перехожу к г Головину, который до сих пор удостаивался со всех сторон единодушного лая и змеиного шипения – вероятно, главным образом за то, что имеет маленькое несчастье быть талантливым и не руководствоваться в своих стремлениях рутинной узостью взглядов и слепым преклонением перед шаблонами… <…> своими декорациями к “Псковитянке” он может заткнуть рот всем, решительно всем зоилам… Честь и слава художнику, сумевшему силой своего таланта, силою проникновения в давно отжившую старину, воскресить перед нами кусочек древней Руси»6.

Большая площадь в Пскове (третья картина). Эскиз декорации Александра Головина.
Ежегодник Императорских театров. 1901–1902

Знаменитый литератор и издатель Алексей Суворин, посетивший генеральную репетицию новой постановки, с разрешения Теляковского (писать о спектакле до премьеры не полагалось) уже 27 октября 1903 года опубликовал в «Новом времени» хвалебную статью, где, в частности, утверждал: «Вообще опера поставлена с таким умением, вниманием и роскошью, что лучшего и не надо… <…> По этой постановке видно, что дирекция стремится к постановкам действительно художественным»7.

Царская ставка близ Пскова. Эскиз декорации Александра Головина.
Ежегодник Императорских театров. 1901–1902

Теляковский в своих мемуарах рассказывает и об иной реакции высокопоставленных слушателей: после одного из представлений явился к нему в качестве делегата от абонементной публики генерал Дитерихс8, член совета Министерства финансов. Оказалось, что спектаклем он недоволен и, как и все его коллеги по абонементу, огорчен присутствием новейших русских опер в репертуаре.

Возобновление «Псковитянки» в Мариинском театре было осуществлено спустя 10 лет, 16 декабря 1913 года, при непосредственном участии Шаляпина (режиссер – Петр Мельников, художник – Александр Головин). В этом спектакле опера шла без пролога. Теляковский, присутствовавший на премьере, в дневнике записал: «Опера возобновлена и срепетирована хорошо. Головин отлично возобновил декорации. Шаляпин пел хорошо, и хорошей партнершей ему была Попова [исполнительница роли Ольги]. Театр был полон… Публика была холодна – и Шаляпин расстроился»9.
Владимир Горячих

Афиша к возобновлению «Псковитянки» в 1913 году. Рисунок Федора Шаляпина для журнала «Огонек». 1913
Архив Мариинского театра


1 Теляковский В. А. Дневники Директора Императорских театров. 1901–1903. Санкт-Петербург. М. : Артист. Режиссер. Театр, 2002. С. 77.
2 Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. Л. : Всероссийское театральное общество, 1949. С. 215–216.
3 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. С. 293.
4 Русская музыкальная газета. 1903. № 44.
5 Теляковский В. А. Дневники Директора Императорских театров. 1903–1906. Санкт-Петербург. М. : Артист. Режиссер. Театр, 2006. С. 68.
6 Зигфрид [Э. Старк]. «Псковитянка» в Мариинском театре // Санкт-Петербургские ведомости. 1903. 8 нояб. Цит. по: Пожарская М. Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX – начала XX века. М. : Искусство, 1970. С. 194.
7 Теляковский В. А. Воспоминания. Л. ; М. : Искусство, 1965. С. 197.
8 В приведенных В. А. Теляковским инициалах (он говорит о «Л. И. Дитерихсе»), вероятно, допущена ошибка. Скорее всего, имеется в виду Иван Яковлевич Дитерихс (1845–?), генерал-майор (1890), затем генерал-лейтенант (1899), с 1903 года – член совета Министерства финансов.
9 Теляковский В. А. Дневники Директора Императорских театров. 1913–1917. Санкт-Петербург. М. : Артист. Режиссер. Театр, 2017. С. 82.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.