РИМСКИЙ-КОРСАКОВ В МАРИИНСКОМ

Псковитянка. 1873

«Псковитянка» – оперный первенец и самый «трудный ребенок» Римского-Корсакова. Это единственное в мировой оперной литературе произведение, работа над которым продолжалась – в той или иной форме – 35 лет! Замысел «Псковитянки» возник у композитора в 1868 году, премьера (в первой редакции) состоялась на сцене Мариинского театра 1 января 1872 года. Затем последовали вторая редакция (1876–1877), не отданная композитором на сцену и не изданная, и третья, окончательная (1891–1894). В промежутке между ними из музыки второй редакции композитор создал увертюру и антракт к драме Льва Мея «Псковитянка». Но и после премьеры финальной версии оперы в 1895 году (в петербургском Панаевском театре силами Общества музыкальных собраний) мысли о «Псковитянке» не оставляли Римского-Корсакова. В 1898-м из материалов второй редакции возникла новая опера – «Боярыня Вера Шелога», задуманная композитором как пролог к «Псковитянке». Кроме того, изменения в партитуру третьей редакции вносились автором при каждой театральной постановке, вплоть до 1903 года, когда 28 октября она была впервые исполнена на сцене Мариинского театра.


Афиша к первому исполнению оперы. 1873.
Архив Мариинского театра

В театр текст первой редакции попал уже с изменениями, сделанными по настоянию драматической цензуры. «Слова “вече”, “вольница”, “степенный посадник” и т. п. были заменены словами “сходка”, “дружина”, “псковский наместник”. В песне Тучи выключены были стихи: “Зазубрилися мечи, / Притупились топоры, / Али не на чем точить / Ни мечей, ни топоров?”»1, – вспоминал композитор в «Летописи…». Кроме того, Римскому-Корсакову пришлось хлопотать через морского министра Николая Краббе о разрешении вывести на сцену Ивана Грозного. При участии великого князя Константина Николаевича вопрос был благополучно разрешен, и оперу приняли к постановке.

В «Летописи…» композитор подробно описывает репетиционный процесс, в котором он сам участвовал в качестве аккомпаниатора хора, а затем и солистов. Режиссеры Геннадий Кондратьев и Александр Морозов «много усердствовали», надевая сценические костюмы и руководя массовкой на репетициях и во время первых представлений. Дирижер Эдуард Направник, по словам Римского-Корсакова, «превосходно действовал», исправляя на ходу ошибки автора, и давал ему различные советы, хотя, видимо, и не одобрял оперу (это предположение впоследствии подтвердилось: он считал «Псковитянку» не самой удачной оперой композитора). Декорации частично были написаны художниками Михаилом Бочаровым и Иваном Андреевым, частично подобраны из старых. Костюмы выполнены по рисункам известного этнографа, археолога и историка искусства, преподавателя Академии художеств Василия Прохорова. Соответствие костюмов и вооружения «данным истории» позднее было отмечено критикой.

Появление Ивана Грозного перед псковичами (третья картина). Рисунок из журнала «Всемирная иллюстрация». 10 февраля 1873 года. Гравюра Л. Серякова по рисунку И. С. Панова

Премьера оперы прошла с большим воодушевлением и вызвала успех. Особенно понравилась сцена веча во втором акте. Прекрасно пели знаменитые артисты Осип Петров (Иван Грозный) и Дарья Леонова (Власьевна), молодые певцы Юлия Платонова (Ольга), Иван Мельников (Токмаков) и Дмитрий Орлов (Михайло Туча), эффектно проведший сцену веча. О Петрове Герман Ларош писал: «Декламация и игра его… были полны жизни, правды и достоверности»2. Автора много раз вызывали на сцену. По словам Лароша, опера «ожидалась публикою с высоко-возбужденным и сочувственным нетерпением… Прием, которым публика почтила оперу на первом представлении… нельзя считать просто сочувственным, это был ряд оваций. Композитора вызывали при каждой перемене декораций, иногда по два и три раза»3. Всего, по свидетельству композитора, «Псковитянка» прошла 10 раз при полных сборах и успехе у зрителей.

Михайло Туча – Дмитрий Орлов; Ольга – Юлия Платонова; князь Юрий Токмаков – Иван Мельников.
Архив Мариинского театра

Написанная молодым автором «Псковитянка» произвела большое впечатление прежде всего на молодежь. Опера полюбилась петербургскому студенчеству. По свидетельству современников, после премьеры самый популярный хор из оперы – песню псковской вольницы – можно было часто услышать в стенах Университета и Медико-хирургической академии. Мнения же критиков разделились: как и в случае двух последующих опер Римского-Корсакова, «Майской ночи» и «Снегурочки», оценка давалась в первую очередь исходя из принадлежности к тому или иному музыкальному «лагерю». Оппоненты «Могучей кучки» оперу, посвященную автором «дорогому мне музыкальному кружку», либо ругали, либо в основном критиковали, отмечая отдельные положительные стороны. Сочувствующие же Римскому-Корсакову рецензенты (среди заметных на тот момент критиков таковым был лишь входивший в «Могучую кучку» Цезарь Кюи) «Псковитянку» в целом похвалили.

В репертуаре театра опера продержалась почти два года, после чего была снята и в дальнейшем в первой редакции нигде не ставилась.
Владимир Горячих

 


1 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М. : Музыка, 1980. С. 99.
2 Голос. 1873. № 10.
3 Там же.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.