Прокофьев в Мариинском

Огненный ангел. 1991

29.12.1991 – 10.01.2012 (32 спектакля)
Совместная постановка с театром Ковент-Гарден
Дирижер – Валерий Гергиев
Режиссер – Дэвид Фриман
Художник-постановщик – Дэвид Роджер
Художники по свету – Стив Хитсон, Владимир Лукасевич


Сцена из V действия. Инквизитор – Алексей Тановицкий
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
Программка гласила: «Мариинский театр представляет премьеру в Санкт-Петербурге». Действительно, город уже вернул историческое имя, но театр еще несколько месяцев будет называться Кировским. «Огненный ангел» стал для него эликсиром молодости или, точнее, машиной времени, позволившей сделать мощный рывок в будущее.
Музыка оперы не была новостью благодаря исполнениям Третьей симфонии Прокофьева, написанной на ее материале. Самого «Ангела» в Ленинграде слышали на гастролях Пермского театра оперы и балета в середине 1980-х, хотя режиссер Эмиль Пасынков сделал в партитуре большие купюры и поменял местами части. Отрывки из оперы исполнялись Валерием Гергиевым в апреле 1991-го на концерте в Ленинградской консерватории. Теперь же прокофьевская партитура звучала целиком.

Поединок Рупрехта и Генриха (III действие)
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
Австралиец Дэвид Фриман создал спектакль внешне скупой, обманчиво немногословный. Действие сосредоточено на островке в центре сцены. Вокруг на черных стенах сидят обнаженные белые существа, маленькие демоны, пожирающие душу Ренаты; они свисают как летучие мыши, хищно смотрят на происходящее, будто гаргульи готического собора, лишь иногда вторгаясь в бытовую реальность. Более емкого решения до сих пор не предложил ни один режиссер.

«Маленькие демоны»
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной

Рупрехт – Сергей Лейферкус, Рената – Галина Горчакова Ларионова. 1991 год
© Мариинский театр/ Фото Юлия Ларионова
Спектакль стал триумфом Галины Горчаковой (Рената) и Сергея Лейферкуса (Рупрехт). 15 апреля 1992 года состоялась его премьера в Ковент-Гарден, где русская певица произвела сенсацию. Затем «Огненного ангела» показывали в Нью-Йорке, Токио и Сан-Франциско.

Записи оперы: аудио (Philips, 1995 год) и видео (Arthaus Music, 1993 год)
Впоследствии мариинского «Ангела» транслировала BBC и записывала Philips, видеоверсию спектакля делала Arthaus Music. Аудиозапись Гергиева – Горчаковой – Лейферкуса по музыкальным достоинствам и эмоциональной мощи может считаться лучшей среди «Ангелов».

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход