Мировая премьера: 22 сентября 1869 года, Национальный театр, Мюнхен (впервые как часть тетралогии – 13 августа 1876 года, Байройт)
Премьера в Мариинском театре: 27 декабря 1905 года (на русском языке)
Премьера постановки: 13 июня 2003 года
Премьера обновленной сценической версии: 27 июля 2023 года
Продолжительность спектакля 2 часа 45 минут
Спектакль идет без антракта
«Золото Рейна» – первая из четырех опер монументальной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Автор рассматривал свой opus magnum не как тетралогию, а как триптих с прологом, называя оперу-зачин «предвечерием». Среди колоссов «Кольца» она действительно стоит несколько особняком. «Золото» значительно компактнее следующих за ним «Валькирии», «Зигфрида» и «Гибели богов»: происходящие в прологе события укладываются в один день, а протяженность оперы – по вагнеровским стандартам – очень невелика, всего два с половиной часа музыки, четыре картины без антракта. При этом именно здесь обозначены силовые линии будущей вселенской трагедии и завязывается узел глубочайших, фатальных противоречий. На сцене действуют герои, подобные персонажам из детской сказки (ни одного человека, только русалки, гномы, великаны, антропоморфные боги), но с их помощью, языком художественных метафор, Вагнер начинает долгий – на четыре вечера – разговор о нравственных и социальных проблемах человечества. Центральная тема его размышлений – это феномен власти. Почему жажда власти неутолима? Почему власть требует в жертву любовь (мужчины к женщине, брата к брату), почему она отбирает свободу не только по вертикали – у подчиненных, но и, парадоксальным образом, у самих подчиняющих? Почему она опирается на пороки, сопряжена с ложью и трусостью, как о том поют под занавес «Золота Рейна» цинично ограбленные русалки? Вагнер приступил к работе над тетралогией молодым, верящим в социальный прогресс революционером, а завершил ее философом-пессимистом, пророком заката европейской цивилизации.
При всей сложности затронутых проблем в «Золоте Рейна» Вагнер-мыслитель и Вагнер-композитор не мешают друг другу, сохраняя безупречное равновесие между идеологической и музыкальной составляющими. Здесь множество великолепных музыкальных картин: вот могучий отец Рейн катит свои волны, сквозь которые сияет первозданное золото, вот земля содрогается под ногами неповоротливых великанов, вот пробегают неуловимые всполохи пламени, вот гроза – с ветром, дождем, громом и, в завершение, радугой. Музыкальная ткань оперы соткана из лейтмотивов, но Вагнер не делает из них жестких опознавательных бирок, а постоянно обновляет, развивает и видоизменяет. Пролог «Кольца нибелунга» легко слушать даже начинающему вагнерианцу, искушенные же любители Вагнера знают: появление на афише любой из опер великой тетралогии – это редкое, крупное и многообещающее событие музыкальной жизни.
Сценическая история «Кольца нибелунга» началась в августе 1876 года в немецком городе Байройте, где для воплощения амбициозных идей Вагнера был построен специальный фестивальный театр. Но и там вагнеровским постановкам не хватало простора: к примеру, вместо величественного моста на Валгаллу зрители видели раскрашенную деревянную радугу. Художник-визионер, Вагнер сочинял «произведение искусства будущего» для воображаемой сцены будущего, обладающей гораздо бóльшими техническими возможностями, нежели театр XIX века. В начале XXI столетия в Мариинском театре монументальная тетралогия была поставлена с размахом и мастерством, которые сполна отвечают чаяниям ее автора.
В завершение сезона 2022-2023 публика увидит новую сценическую версию первых двух спектаклей легендарного мариинского «Кольца». Радикально обновлен свет, масштабные видеоинсталляции создают захватывающие оптические эффекты и иллюзии. Как того и хотел Вагнер, его творение продолжает идти в ногу со временем, оставаясь актуальным искусством для современного зрителя. Христина Батюшина
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)