Раймонда – Виктория Терёшкина
Жан де Бриен – Владимир Шкляров
Абдерахман – Роман Беляков
Клеманс – Александра Хитеева
Генриетта – Влада Бородулина
Студенты Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой
Легкое дыхание танца Ирины Колпаковой – легенда ленинградского балета. Образец вкуса, музыкальности и безупречности в танце, Ирина Александровна Колпакова с середины прошлого века вдохновляет своим талантом дарить свет – раньше на сцене, теперь в репетиционном зале. Ее исполнительская карьера была феноменально длинной: больше тридцати пяти лет она радовала зрителей Театра им. Кирова удивительной органикой существования в любом хореографическом тексте. Еще не завершив сценический путь, начала делиться своим опытом – сначала с артистами родного театра, затем и со звездами балета всего мира.
Ее путь в профессии начался в годы войны – Ирина поступила в Ленинградское хореографическое училище и ей посчастливилось учиться у Агриппины Вагановой. В числе последних выпускниц она вдумчиво впитала наставления опытного и мудрого педагога. Достойная своего великого учителя, Колпакова царила в классике: чистота техники, чувство стиля и подлинная вагановская выучка позволили ей найти свое место в сверкавшей талантами труппе Кировского театра и репертуаре тех лет. Хрустальность вариаций Авроры в «Спящей красавице», безукоризненность Раймонды, простодушная юность Жизели и невесомость Сильфиды – коронные партии балерины раскрыли внутренний потенциал артистки, умевшей танцем создавать гармонию на сцене. Ирина Колпакова знала границы определенного природой амплуа и исполняла только «свои» роли, однако не ограничивала репертуар проверенными шедеврами. Первый ее громкий успех был связан с экспериментальной постановкой начинающего хореографа Юрия Григоровича – после Катерины в «Каменном цветке» Ленинград заговорил о юной танцовщице лирического дарования. Потом были Ширин в «Легенде о любви» Григоровича, Ева в «Сотворении мира» Натальи Касаткиной и Владимира Василёва, Юлия в «Ромео и Юлии» Игоря Чернышева, а еще постановки Леонида Якобсона, Игоря Бельского, Олега Виноградова. Успех новых балетов принес Ирине Александровне признание современной танцовщицы, открытой новому языку и поиску. Благодаря ее любознательности, творческому неспокойствию и авторитету на кировской сцене заблистали постановки «неакадемических» хореографов – Георгия Алексидзе, Бориса Эйфмана, Валентина Елизарьева. Являясь воплощением академизма ленинградской классической школы, Ирина Колпакова наполняла ясностью и новый танец. Самые разные экзерсисы она украшала светом самодостаточности своего движения, легкостью поступи, легкостью дыхания. Ольга Макарова
Премьера – 7 января 1898 года, Мариинский театр
Премьера балета в редакции Константина Сергеева – 30 апреля 1948 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Продолжительность спектакля 3 часа 15 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
«Раймонду» Мариус Петипа сочинил на восьмидесятом году жизни, это один из его поздних больших балетов. В нем в незамысловатой истории, основанной на средневековой рыцарской легенде, соединилось все самое лучшее из наработанного Петипа за его долгую карьеру хореографа в России. Здесь и балетно-детективный сюжет со снами, похищениями и счастливыми освобождениями, и сложная и разнообразная балеринская партия, и противопоставление мужских образов – рафинированного классического Жана де Бриена и страстного остро-характерного восточного Абдерахмана, и огромное количество персонажей, а значит, и артистов, занятых в спектакле, и красочные характерные танцы, и, пожалуй, главная гордость и завоевание Петипа – развернутые танцевальные сцены классических ансамблей.
Композитор, напротив, начинал свой балетный путь «Раймондой». Спектакль увидел свет на тридцать третьем году жизни Александра Глазунова. В этом сочинении новичок в балетном жанре, композитор настолько увлеченно использовал свой опыт симфониста, мастера яркого и красочного оркестрового письма, что последующие сочинения для танца («Испытания Дамиса» и «Времена года») не затмили славу «Раймонды», и именно этот балет остался в истории едва ли не самым известным произведением Глазунова.
Конфликт в нем строится на противопоставлении двух миров: в полную рыцарского благородства идиллию средневекового замка Раймонды вторгается варварский мир необузданных страстей, олицетворяемых Абдерахманом и его свитой. Музыкальный контраст хореограф решил противопоставлением экспрессивности жеста Абдерахмана, темпераментных характерных танцев его свиты гармонии классического танца мира Раймонды. Партия Раймонды – одна из самых трудных в классическом балетном репертуаре. В этом шедевре Мариуса Петипа балерина исполняет пять вариаций, а помимо того – красивейшие адажио, pas d’action, Grand Pas. Александр Глазунов не поскупился на музыкальное богатство образа главной героини, придав разную эмоциональную окраску каждой ее вариации. И хореографически в каждом из своих сольных высказываний она раскрывается с новой стороны. В первом акте Раймонда беззаботно юна, в картине «Сна» ее вариация певуче мечтательная, во втором акте – парадно-торжественная, в третьем акте одна – кокетливая, другая, исполняемая под фортепианное соло, – задумчивая. Вместе они создают образ героини, являющейся воплощением многогранной женственности. Это с одной стороны. А с другой – партии, представляющей виртуозную балерину во всеоружии универсальной техники и грации, красоты линий и абсолютного мастерства, балерины, идеал которой Мариус Петипа искал на протяжении своего творческого пути и гимном которой стала его «лебединая песня», «Раймонда». Ольга Макарова
Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском»
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)