В программе:
Сезар Франк
Прелюдия, фуга и вариация си минор, соч. 18
Людвиг ван Бетховен
Соната № 12 ля-бемоль мажор, соч. 26
Георг Фридрих Гендель
Ария Ксеркса Ombra mai fu из оперы «Ксеркс»
Георг Фридрих Гендель
Ария Юпитера Where’er you walk из оратории «Семела»
Грант Фостер
«Баллада Редингской тюрьмы» по поэме Оскара Уайльда (посвящается Мире Евтич и Эндрю Гудвину)
Солисты: Мира Евтич (фортепиано), Эндрю Гудвин (тенор)
Соната № 12 открывает в творчестве Бетховена дорогу экспериментам. От начала и до конца она построена вопреки традициям. Первая часть – в форме вариаций, эту искреннюю музыку Бетховен мог бы сопроводить словами «от сердца – к сердцу». Вторая часть – легкое скерцо, уже почти романтическое. За ней следует «Траурный марш на смерть Героя», где фортепиано имитирует звучание труб и ударных. Друг и ученик Бетховена Фердинанд Рис сообщил в воспоминаниях, что эта часть сонаты появилась вследствие похвал, расточавшихся в присутствии композитора траурному маршу из оперы Фердинандо Паэра «Ахиллес». Финал – единственная часть, написанная в сонатной форме, – словно «вечное движение», поток чистой энергии.
Ария Ксеркса Ombra mai fu, открывающая первый акт оперы Генделя «Ксеркс» (1738), принадлежит к числу «шлягеров» композитора. Персидский царь, стоя в своем саду под любимым платаном, поет о нежной тени листвы (историки предполагают, что платан на самом деле был священным, и персы ему поклонялись). В оригинале партия Ксеркса написана для меццо-сопрано, но Ombra mai fu поют все голоса – настолько это ариозо популярно.
Ария Юпитера Where’er you walk из второго акта драматической оратории «Семела» Генделя (1743) созвучна ариозо Ксеркса. Юпитер поет ее, превращая страну прекрасной и тщеславной Семелы в счастливую Аркадию. Отныне вся природа – ветер, деревья, цветы – будет лелеять его новую возлюбленную. Вопреки традициям, партия Юпитера поручена не басу, а тенору. Увы, недолго Ксерксу и Юпитеру спокойно любоваться природой, обоих ждет драма любви и ревности...
«Баллада Редингской тюрьмы», «написанная в 2011 году, – одно из последних сочинений Гранта Фостера, «австралийского композитора и пианиста с русской душой». Его музыка полна романтических порывов, роскошных гармоний и запоминающихся мелодий широкого дыхания: в прессе Фостера нередко называют «Рахманиновым нашего времени». Очевидно, «русские» черты композиторской и исполнительской манеры Гранта Фостера обусловлены влиянием его учителя Александра Сверженского – выпускника Петербургской консерватории, бравшего уроки у Александра Глазунова и Александра Зилоти, а после Октябрьской революции эмигрировавшего из России в Австралию. Многие опусы Фостера сюжетно связаны с революционными событиями в России и трагической историей семьи последнего русского царя; почти все они исполняются и записываются в сотрудничестве с российскими коллективами. Однако «Баллада Редингской тюрьмы» занимает особое место в творчестве композитора. В качестве литературной основы Фостер использовал первые семь строф из одноименной поэмы Оскара Уайльда, сделав смысловой акцент на словах: «Возлюбленных все убивают». Музыкальное воплощение знаменитых поэтических строк композитор решил в жанре торжественной медитации, с простыми, но в то же время выразительными мелодическими линиями. «Балладу Редингской тюрьмы» Грант Фостер посвятил Мире Евтич, первой исполнительнице его фортепианных сочинений, и своему соотечественнику, тенору Эндрю Гудвину.
Анна Булычева