В программе:
Петр Чайковский. «Времена года», соч. 37
Родион Щедрин. Прелюдии и фуги №№ 21, 2, 13, 14, 15
Александр Скрябин. Шесть прелюдий, соч. 13. Пять прелюдий, соч. 16. Соната № 10. Поэма «К пламени», соч. 72
Возникновение двенадцати характеристических картин для фортепиано op.37 bis «Времена года» непосредственно связано с историей взаимоотношений П.И. Чайковского с семьёй петербургских издателей Бернард и их журналом «Нувеллист». Поводом для создания цикла послужил заказ Н.М. Бернарда, поступивший Чаковскому в ноябре 1875 года. Композитору был предложен крайне «высокий гонорарий» и весьма выгодные условия работы. Названия пьес, соответствующие всем двенадцати месяцам года, также были предложены Бернардом. Позднее, уже при издании, каждая пьеса цикла получила стихотворный эпиграф. С 1876 года каждый номер «Нувеллиста», за исключением сентябрьского, открывался пьесой Чайковского, а в конце года цикл вышел целиком. Тогда же впервые появилось и его нынешнее название. Грандиозный цикл «24 прелюдии и фуги» в двух томах создавался Щедриным в течение 60-х годов, вслед за Шостаковичем, который впервые после Баха обратился к этому жанру и тем самым возродил его. Однако Щедрин, обратившись к устоявшейся, инструктивной в своих истоках форме полифонического цикла, создал совершенно особый его тип, кардинально отличающийся от принятого академического. Нетрадиционно расположение пьес: первый том, написанный в течение 1963-64 годов, содержит только диезные тональности, а второй, создававшийся в 1964-70-х годах, – только бемольные. В отличие от цикла Шостаковича, не стремившегося к большой виртуозности, «24 прелюдии и фуги» Щедрина очень сложны для исполнения. Композитор стремился соединить строгий полифонический жанр с новейшими идеями и приёмами современного музыкального языка, поэтому звучание цикла для неподготовленного слушателя может показаться чрезмерно авангардным. Послеконсерваторские годы в творчестве Скрябина отмечены созданием сочинений малых форм – экспромтов, этюдов и в особенности прелюдий. Последние композитор создаёт буквально везде – в концертном турне, на отдыхе, в путешествиях. Серии прелюдий этого периода часто называют музыкальным дневником Скрябина, отразившим различные настроения, впечатления и творческие поиски. Страницы этого дневника писались отдельно и затем были скомпонованы в различные опусы (Op. 11, op. 13, op. 15, op. 16, op. 17). Так, до 1898 года была написана большая часть прелюдий из всего наследия Скрябина в этом жанре – пятьдесят три из девяноста. Сочиняя прелюдии, Скрябин работал в жанре, который практически не имел до этого традиций в русской музыке. |