Пуритане

опера Винченцо Беллини

Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)
 

Мировая премьера: 24 января 1835 года, Итальянская опера, Париж
Премьера в Большом (Каменном) театре: 19 октября 1839 года, Императорская русская оперная труппа, Санкт-Петербург
Премьера постановки: 6 февраля 2024 года


Продолжительность спектакля 3 часа
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория: 12+

Авторы и постановщики

Музыка Винченцо Беллини
Либретто графа Карло Пеполи, основанное на французской драме «Круглоголовые и рыцари» Франсуа Ансело и Жозефа Ксавье Бонифаса, известного как Сентин

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер – Владислав Фурманов
Художник по декорациям, художник по костюмам – Галина Филатова
Художник по свету – Антон Николаев
Художник по видео – Александра Агринская
Ассистент режиссера по сценической пластике – Мария Кораблева
Ответственный концертмейстер – Григорий Якерсон
Хормейстер – Павел Теплов

Краткое содержание

Действие происходит в 1649 году, во время Английской гражданской войны, близ Плимута.

Действие первое
Терраса в замке лорда Уолтона. Светает, на бастионах меняется стража. К стражникам выходит офицер Бруно Робертон, звучат утренние молитвы. Наступает день бракосочетания Эльвиры, дочери Уолтера Уолтона, генерал-губернатора, командующего войсками Кромвеля. Собираются приглашенные на праздник гости. Среди них – сэр Ричард Форт, полковник. Он признается Робертону, что не рад предстоящей свадьбе, ведь это он должен был жениться на Эльвире.
Тем временем невеста в своих покоях беседует с сэром Джорджем Уолтоном, братом ее отца. Эльвира любит лорда Артура Тальбота и еще не знает, что помолвка с Ричардом Фортом расторгнута. Ее печалит предстоящая свадьба. Дядя сообщает ей радостную весть: ему удалось уговорить своего брата отдать руку дочери Артуру Тальботу. Это решение далось лорду Уолтону нелегко: он и его семья – пуритане, а Артур Тальбот – роялист, приверженец Стюартов. В замок прибывает Артур Тальбот со свитой. В числе его свадебных подношений – роскошное подвенечное покрывало. Эльвира, ее отец и дядя принимают подарки, гости восхваляют молодых. Среди гостей находится некая благородная дама, пленница Уолтона, роялистка. Генерал-губернатор сообщает ей, что она должна вместе с ним отправиться в Лондон и предстать перед парламентом. Артур сочувствует узнице, понимая, что ей, как стороннице Стюартов, грозит смерть. Гости и хозяева удаляются. Пленница открывает Артуру свое настоящее имя: она – королева Генриетта, вдова казненного пуританами короля Карла I. Артур принимает решение спасти королеву. Он прячет ее под свадебным покрывалом и хочет вывести из замка под видом своей невесты. Внезапно дорогу беглецам преграждает Ричард. Полковник полагает, что под покрывалом Эльвира, но, увидев Генриетту, пропускает обоих. Вернувшиеся хозяева и гости потрясены случившимся. Эльвира теряет рассудок.

Действие второе
Комната в замке. Джордж рассказывает гостям о безумии Эльвиры. Ричард приносит весть о смертном приговоре, который парламент вынес Артуру Тальботу. Все проклинают изменника. Появляется Эльвира. Страдалица принимает дядю за отца, а Ричарда – за жениха. Джордж уверен, что вернуть рассудок горячо любимой племяннице может только встреча с Артуром. Он уговаривает Ричарда спасти соперника ради исцеления Эльвиры.

Действие третье
Сад вблизи замка. Артур сбежал из тюрьмы и хочет встретиться с невестой. Появляется Эльвира, она все еще безумна. В момент встречи влюбленных к девушке возвращается рассудок. Артур объясняет причины своего поступка: он бежал из крепости ради спасения королевы, а сердце его принадлежит Эльвире. Солдаты Кромвеля ищут арестанта, Артур хочет бежать вместе с невестой. На шум сбегаются гости замка, Джордж и Ричард. Артур схвачен, Эльвира готова умереть вместе с ним. Внезапно появляется гонец, который вручает Джорджу письмо от Кромвеля. Тот зачитывает послание вождя революции: Стюарты побеждены, враги получили помилование. Пуритане восхваляют мудрого предводителя, Артур и Эльвира радуются своему счастью.

Заставить слушателя «плакать, ужасаться, умирать» – так Винченцо Беллини объяснял смысл оперного пения своему либреттисту Карло Пеполи. В 1834 году в Париже два итальянца – молодой амбициозный композитор и поэт-эмигрант – вместе работали над текстом для оперы «Пуритане», взяв за основу только что поставленную пьесу Франсуа Ансело и Жозефа Ксавье Бонифаса (известного под именем Сентин) «Круглоголовые и рыцари». Эта опера станет последним триумфом рано умершего мастера бельканто. 24 января 1835 года в парижском Итальянском театре, как писал Беллини, «все в зале обезумели, поднялся такой шум, такие крики, что приходилось только удивляться темпераменту публики». С этого началась сценическая история «Пуритан», уже в 1840 году поставленных и на петербургской сцене.

В «Пуританах» есть все, что должно было покорить парижскую публику. События разворачиваются на колоритном историческом фоне: дело происходит в Англии в середине XVII века, во время гражданской войны, когда республиканцы-протестанты боролись с католиками-роялистами. Главную любовную пару составляют представители враждующих лагерей: сопрано – сторонница Кромвеля, тенор – сторонник Стюартов. Их счастье висит на волоске, путь к нему тернист: мнимая измена, побег, безумие, арест, смертный приговор, буря; и все же в последний момент авторы спасают своих героев, и история заканчивается хеппи-эндом. Прочтение краткого содержания «Пуритан» вызывает в памяти известный афоризм Беллини: «Хорошая музыкальная драма – это нечто такое, что не имеет здравого смысла». «Пуритане» – отличная музыкальная драма, в которой сюжет предоставляет композитору сильнейшие по своему эмоциональному накалу ситуации. Музыка «Пуритан» не только не уступает предыдущим шедеврам Беллини, но и оказывается на шаг впереди, во многом соприкасаясь с новым жанром французской большой оперы. Здесь есть не только дивные вокальные красоты, но и роскошный дифференцированный оркестр, мощные хоровые сцены, сквозная драматургия сцен. «Пуритане» – одна из самых сложных для исполнения опер за всю историю жанра. Сочиненная для великих голосов, для прославленного «пуританского квартета»: Джулии Гризи, Джованни Рубини, Антонио Тамбурини и Луиджи Лаблаша, эта музыка и сегодня требует от вокалистов экстраординарной виртуозности, свободного владения техникой итальянского прекрасного пения, а также огромного диапазона – достаточно упомянуть запредельно высокие ноты ре и фа у тенора в третьем действии. Артисты мариинской труппы уже проявили свое мастерство в других творениях Беллини – операх «Капулетти и Монтекки», «Сомнамбула», «Беатриче ди Тенда», «Норма», исполненных в последние годы в Концертном зале театра. Теперь, с появлением «Пуритан» на афише, беллиниевскую коллекцию украсит еще одна крупная жемчужина. Христина Батюшина

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)