Мировая премьера: 17 марта 1846 года, театр Ла Фениче, Венеция
Премьера в Мариинском театре и премьера постановки: 13 июля 2010 года
Продолжительность спектакля 2 часа 20 минут
Спектакль идет с одним антрактом
Музыкальная драма Джузеппе Верди «Аттила» – настоящий исторический блокбастер, сравнимый с грандиозными кинолентами ХХ века. Действие происходит в 453 году, на сцене показана схватка варварских орд и латинской цивилизации. Гуннам и остготам противостоят герои во главе с неустрашимой римлянкой Одабеллой (по легенде, изложенной в Старшей Эдде, спящий Аттила был убит одной из жен). Либреттист Темистокле Солера бросил недописанную оперу на полпути и уехал в Мадрид с женой-певицей Терезой Розмини. Этого ему Верди так и не простил. Либретто «Аттилы» закончил Франческо Мария Пьяве, и 17 марта 1846 года опера была впервые поставлена в Венеции, на сцене театра Ла Фениче. В 1865-м для Парижской оперы Верди создал французскую редакцию, с балетными сценами.
Кошмарные сны, призраки, пророчества и предзнаменования в равной степени преследуют воина Аттилу и деву-воительницу Одабеллу. И разве может романтическая опера обходиться без ужасных бурь, яда, заговора и любовных терзаний? Но «Аттила» отнюдь не принадлежит к беспросветно мрачным произведениям. История нашествия гуннов на Италию трактована с патриотическим пафосом и спроецирована на современность. Ключевое слово либретто – patria, «родина», и гибель варвара-завоевателя от руки героини имеет целью внушить соотечественникам Верди надежды на скорое освобождение отчизны.
Логика поступков в произведении временами хромает (следствие работы двух либреттистов!), но это с лихвой искупается накалом романтических страстей и широким дыханием. Верди написал оперу в масштабных, почти ораториальных формах. В большинстве номеров доминирует яркий, героический стиль, в очертаниях мелодий угадывается изгиб лука, в оркестре слышен звон оружия. Страсть и пафос сделали вокальные партии «Аттилы» столь сложными, что в этом отношении опера не уступает «Набукко». На первом плане четыре главных героя (сопрано, тенор, баритон и бас), по вокальной доблести – скорее супергерои. Все они сходятся в финальном квартете, помимо этого каждый исполняет большую героическую арию, включающую в себя речитатив, каватину и кабалетту с участием других персонажей и хора. Некоторые из таких арий занимают по целой картине оперы – вот она, нечеловеческая музыка! Сопрано и тенор, сверх того, наделены трогательными романсами.
В XIX веке в Петербурге пристально следили за творчеством Верди. Превосходная итальянская труппа и не уступающая ей русская «по горячим следам» исполняли его новые оперы. В 1840-х в Петербурге услышали «Ломбардцев», «Эрнани» и «Двоих Фоскари», между 1850-м и 1861-м – «Набукко», «Трубадура», «Травиату», «Сицилийскую вечерню», «Луизу Миллер» и «Риголетто». Любовь отечественных меломанов к Верди закономерно увенчалась заказом оперы «Сила судьбы», премьера которой состоялась в 1862 году. В эпоху Направника в репертуар Мариинского театра вошли «Аида» и «Отелло», в ХХ веке – «Дон Карлос», «Макбет», «Фальстаф»… Как ни странно, «Аттила» впервые прозвучал в России на одесской сцене (еще в 1849 году), а в Петербурге был поставлен впервые лишь в 2010-м – и стал десятой вердиевской оперой в репертуаре Валерия Гергиева. Анна Булычёва
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)