Санкт-Петербург, Концертный зал

Лист. Легенда о святой Елизавете

Исполняется на немецком языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)


Великие оратории. Вечер второй
Новое в репертуаре

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Святая Елизавета – Наталья Павлова
Герман – Андрей Серов
Ландграфиня София – Наталья Евстафьева
Ландграф Людвиг – Алексей Кротов
Сенешаль ландграфини – Максим Даминов
Венгерский магнат – Виктор Коротич
Император Фридрих II Гогенштауфен – Владимир Феляуэр

Трофим Конвисаров (орган)

Хор и Cимфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Константин Рылов


В ПРОГРАММЕ:
Ференц Лист
Оратория «Легенда о святой Елизавете»

Ответственный концертмейстер – Екатерина Ильина


«Легенда о святой Елизавете» – монументальная оратория Ференца Листа о жизни, смерти и прославлении святой Елизаветы Тюрингской, также именуемой Венгерской (1207–1231). Источником вдохновения для композитора послужили настенные фрески в Вартбургском замке, написанные австрийским художником-романтиком Морицем фон Швиндом в середине 1850-х годов к 800-летию основания знаменитой немецкой крепости. Фрески воссоздают эпизоды из жизни Елизаветы: дочь венгерского короля, она была в возрасте четырех лет помолвлена с сыном тюрингского ландграфа и поселилась в Вартбурге. Десять лет спустя Елизавета вышла замуж, а еще через десять лет умерла в изгнании.
В судьбе праведницы, покинувшей Венгрию и нашедшей вторую родину в Германии, Лист видел сходство с собственной жизнью. Точкой пересечения стала и щедрая благотворительность: ландграфиня XIII века и светский виртуоз XIX века отличались особой склонностью к деятельности такого рода, причем оба – под влиянием учения Франциска Ассизского, который был современником Елизаветы и в честь которого был крещен Ференц Лист. Религиозное воспитание Лист получил в родительском доме: дед музыканта был церковным органистом, отец и мать – ревностными католиками. Интерес Листа к христианству усилился в 1850-х и особенно в 1860-х, когда живший в Риме композитор был посвящен в один из так называемых малых чинов духовенства (он стал аколитом – церковнослужителем-мирянином) и получил от недоумевающих друзей прозвище Аббат. В тот период и была сочинена оратория о Елизавете; ее первые наброски появились в 1857 году, партитура завершена в 1862-м, а премьеры состоялись в 1865-м в Пеште под управлением автора (на венгерском языке) и в 1866-м в Мюнхене под управлением Ханса фон Бюлова (на немецком). Еще через год оратория прозвучала в исторической обстановке – в Вартбурге.
Текст произведения принадлежит перу немецкого поэта Отто Рокетта; это романтическая поэзия с чертами стилизации «под старину», под высокий слог немецкой ренессансной и барочной литературы, под народный духовный стих. Несмотря на драматизм некоторых ситуаций – расставание Елизаветы с мужем, уходящим в крестовый поход, или изгнание Елизаветы из замка злонравной свекровью, – житие святой излагается с эпической неспешностью. Все фигуры статичны, здесь нет ни психологизма, ни внутреннего развития характеров. Эта же неспешность определяет и музыкальную драматургию. Оратория состоит из шести крупных музыкальных картин, сгруппированных по три: «Прибытие Елизаветы в Вартбург», «Ландграф Людвиг», «Крестоносцы» (I часть), «Ландграфиня София», «Елизавета», «Торжественное погребение Елизаветы» (II часть). Слушатель «рассматривает» их одну за другой, будто фрески фон Швинда в вартбургской галерее. На музыкальные краски Лист не скупился; его сочинение требует большого симфонического оркестра с арфой и органом, двух хоров (взрослого и детского), семерых высококлассных вокалистов «оперного» типа и вдобавок двоих поющих детей: мальчика и девочку. По свидетельству самого композитора, в премьерном исполнении его сочинения участвовало более 500 человек. Выбор голосов примечателен: единственное сопрано парит над всеми прочими солистами (меццо-сопрано, три баритона, два баса), и даже возлюбленный титульной героини, вопреки оперной традиции, поет не тенором, а баритоном – так важно было Листу тембрально «приподнять» ангельский образ Елизаветы. Оркестр роскошен, здесь множество соло самых разных инструментов, среди которых особая роль отведена флейтам, символизирующим нежную и чистую душу святой. Хор перевоплощается то в придворных, то в крестоносцев, то в нищих, то в ангелов, то в епископов. Венгерский колорит Лист создает, используя приемы «цыганского» стиля вербункош, средневековый – искусно разрабатывая мелодии древних духовных гимнов и народных песен.
Петр Чайковский хранил в своей библиотеке экземпляр листовской оратории и считал, что в ней «есть такие неотразимо-трогательные эпизоды (например, смерть Елизаветы), с которыми ничто не может сравниться». Несмотря на все художественные достоинства, «Легенда о святой Елизавете» в России звучит крайне редко. Капелла Шереметева в начале XX века разучивала ее, но так и не исполнила. Российская премьера состоялась в 2011 году в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. 19 ноября 2023 года ораторию Листа исполнят артисты Мариинского театра; эта дата хронологически близка дате смерти святой Елизаветы Тюрингской – 17 ноября, – ставшей в католическом церковном календаре днем ее сугубой памяти. Христина Батюшина


Продолжительность концерта 2 часа 55 минут
Концерт идет с одним антрактом

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)